Слайд 1Поэтический листок
Брюсов Валерий Яковлевич
                            							
							
							
						 
											
											
                            Слайд 3Поэту
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как
                                                            
                                    
меч;
Как Данту, подземное пламя 
Должно тебе щеки обжечь.
Всего будь холодный
                                    свидетель, 
На все устремляя свой взор. 
Да будет твоя добродетель – 
Готовность взойти на костер.
Быть может, всё в жизни лишь средство 
Для ярко-певучих стихов, 
И ты с беспечального детства 
Ищи сочетания слов.
В минуту любовных объятий 
К бесстрастью себя приневоль 
И в час беспощадных распятий 
Прославь исступленную боль.
В снах утра и в бездне вечерней 
Лови, что шепнет тебе Рок, 
И помни: от века из терний 
Поэта заветный венок!
18 декабря 1907 года
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Жанровая разнообразие поэзии Брюсова привлекает к себе самый широкий круг
                                                            
                                    
— спектр его лирики чрезвычайно широк — от лирических, нередко
                                    интимных стихов до открыто гражданских, выдержанных в ораторской манере, стихотворений-декламаций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Биография
БРЮСОВ Валерий Яковлевич [1 (13) декабря 1873, Москва — 9
                                                            
                                    
октября 1924, там же] - русский поэт, прозаик, драматург, критик,
                                    переводчик, литературовед. Основоположник русского символизма. Темами его произведений были историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов, декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по стиховедению.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6
В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из
                                                            
                                    
его собственных переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих
                                    поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre» («Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это я»,1897) и сборнике переводов из П. Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги стихов 1900-09 — «Tertia vigilia» («Третья стража»,1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903), «Stephanos» («Венок», 1906). «Все напевы» (1909) — определили антиномичную ориентацию его поэтики на традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910 намечается поворот к большей простоте формы (сборник «Зеркало теней»,1912), однако в позднейшем творчестве вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в множественности истин и самоцельности искусства.
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 7
Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова
                                                            
                                    
(знакомство с К. К. Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н.
                                    Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Н. М. Минским, К. М. Фофановым, Ф. К. Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из организаторов и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (вып. 1-5, 1901-11) и поставившего задачей объединение представителей «нового искусства». В 1904-09 был фактическим редактором журнала «Весы», ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912). Заслужив репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в то же время отстаивал суверенность искусства. После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910 возглавляет литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль» (под редакцией П. Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в литературном процессе. 
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
											
                            Слайд 9Творчество
Тень несозданных созданий 
Колыхается во сне, 
Словно лопасти латаний 
На
                                                            
                                    
эмалевой стене.
Фиолетовые руки 
На эмалевой стене 
Полусонно чертят звуки 
В
                                    звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски, 
В звонко-звучной тишине, 
Вырастают, словно блестки, 
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный 
При лазоревой луне... 
Звуки реют полусонно, 
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне, 
И трепещет тень латаний 
На эмалевой стене.
1895 год
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Круги на воде
От камня, брошенного в воду, 
Далеко ширятся круги.
                                                            
                                    
Народ передает народу 
Проклятый лозунг: «Мы — враги!»
Племен враждующих не
                                    числи:
Круги бегут, им нет числа:
В лазурной Марне, в желтой Висле 
Влачатся чуждые тела;
В святых просторах Палестины 
Уже звучат шаги войны;
В Анголе девственной — долины 
Ее стопой потрясены;
Безлюдные утесы Чили 
Оглашены глухой пальбой, 
И воды Пе-че-ли покрыли 
Флот, не отважившийся в бой.
Везде — вражда! где райской птицы 
Воздушный зыблется полет, 
Где в джунглях страшен стон тигрицы, 
Где землю давит бегемот!
В чудесных, баснословных странах 
Визг пуль и пушек ровный рев, 
Повязки белые на ранах 
И пятна красные крестов!
Внимая дальнему удару, 
Встают народы, как враги, 
И по всему земному шару 
Бегут и ширятся круги!
Варшава, 2 октября 1914 года.