Слайд 1Поэзия начала 20 века. К.Д.Бальмонт
Автор Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Гимназия №5»
г.Брянска
Слайд 2КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ
БАЛЬМОНТ
(1867—1942)
Поэт, прозаик, драматург, переводчик, критик. Как поэт
обрел известность, вскоре ставшую чрезвычайно широкой, в середине 90-х годов и в течение десятилетия, по словам В. Брюсова, «царил полновластно в нашей поэзии».
Стихи Бальмонта, принадлежавшего к поколению «старших» символистов, привлекали внимание читателей страстной устремленностью к свету, к солнцу («Будем как Солнце!» — так называлась самая известная книга его стихов), удивительной музыкальностью, богатством звукописи, яркостью красок.
Слайд 3Необычайно много сделано Бальмонтом в области поэтического перевода: благодаря ему
русский читатель познакомился с произведениями В. Блейка, Шелли, Теннисона, Э.
По, О. Уайльда и др. Эмигрировав в 1920 году, Бальмонт продолжал интенсивно работать, но явно
повторяя уже
сделанное им ранее.
Слайд 4 Мы живем в Голубом Замке Неба и не помним,
как мы вошли в эту жизнь, и не знаем, как
выйдем. Но если Кальдерон верно сказал, что «Жизнь есть сон», он очень мудро говорит устами старца в этой драме, что хорошо и что нужно даже и во сне делать добро. И утолительное добро — творить Красоту.
К. Бальмонт. На заре, 1929
«...Что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?
…Он всегда говорит лишь о том, что есть, а не о том, что было. Даже прошедшего времени Бальмонт почти не употребляет; его глаголы стоят в настоящем:«темнеет вечер голубой», «я стою на побережье», «мерцают сумерки». Он заставляет своего читателя переживать вместе с ним всю полноту единого мига.
Но чтобы отдаваться каждому мгновению, надо любить их все. Каждое событие — грань между двумя бесконечностями. Каждая душа — божество, и каждая встреча с человеком открывает нам новый мир».
В. Брюсов
Современники о творчестве К.Бальмонта
Слайд 6 Наиболее полно раскрывается Бальмонт как поэт
в самой известной своей книге «Будем как Солнце!“» (1903). Новое
здесь — попытка дать жизнеутверждающую, радостную, оптимистическую поэзию. Это — гимны стихиям, земле и космосу, жизни природы, любви и страсти. Мечте, влекущей вперед, творческому самоутверждению человека. Пользуясь красками импрессионистической палитры, Бальмонт создает теперь многоцветную и многозвучную поэзию. В ней — пиршество ощущений, ликующее наслаждение богатством явлений природы, пестрой сменой тонких восприятий и зыблющихся душевных состояний.
Б. Михайловский
Литературная критика о творчестве К.Бальмонта
Слайд 7Опережающее задание
1. Чем обусловлена огромная популярность стихов Бальмонта
в начале XX века? Почему уже в середине первого его десятилетия эта популярность идет резко на убыль?
2. По общему мнению, в лучших стихах Бальмонта слова выносятся на музыкальной волне. Чем обусловлена их напевность, «певучесть»?
3. Можно ли согласиться с мнением об ограниченности гуманистического содержания стихов Бальмонта? Чем определяется это свойство стихов, позиции поэта?
Слайд 8Прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Придорожные травы»
Спите, полумертвые, увядшие цветы,
Так и не
узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращенные Творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
В
час, когда все празднуют рождение весны,
В час, когда сбываются несбыточные сны,
Всем дано безумствовать, лишь вам одним нельзя,
Возле вас раскинулась заклятая стезя.
Слайд 9
Вот, полуизломаны, лежите вы в пыли,
Вы, что в
небо дальнее светло глядеть могли,
Вы, что встретить счастие могли
бы, как и все,
В женственной, в нетронутой, в девической красе.
Спите же, взглянувшие на страшный пыльный путь,
Вашим равным — царствовать, а вам — навек уснуть,
Богом обделенные на празднике мечты,
Спите, не видавшие расцвета красоты.
Слайд 10Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Придорожные травы». Попробуйте ответить
1. В названии
стихотворения речь идет о «травах», тогда как далее появляется образ
«цветов». В чем смысл такой замены?
2. Почему в стихотворении цветы «полумертвые», «полуизломаны»? Согласны ли вы с тем истолкованием причин их гибели, которое предложено Брюсовым?
3. Выделите в стихотворении ключевые слова. Каковы особенности образно-стилевой системы стихов?
Слайд 11Познакомьтесь с оценкой данного стихотворения В.Брюсовым. С чем вы согласны?
А с чем могли бы поспорить?
...Одно из лучших созданий Бальмонта,
— из тех, что дают ему право на видное место в литературе. Мысль стихотворения: у судьбы есть свои пути и, верша их, она не считается с индивидуальностями. Иначе: ради интересов целого может и должно гибнуть частное, хотя бы, само по себе, оно и не было достойно гибели. Это одна из основных тем поэзии, варьированная и в таких произведениях, как «Преступление и наказание» или «Медный всадник», где цели мировой судьбы берут на себя разгадать и выполнить Раскольников и Петр.
В. Брюсов. Наброски к статье «Что же такое Бальмонт?»
Я не знаю мудрости
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих,
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву
И зову мечтателей... Вас я не зову!
Прочитайте стихотворение К.Бальмонта
«Я не знаю мудрости»
Слайд 13Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости». Попробуйте ответить
1.
«Мудрости» поэт противопоставляет «мимолетность». Как это противопоставление выражается в тексте
стихотворения, его отдельных деталях?
Слайд 14Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости». Попробуйте ответить
2.
Поэт (и его поэзия) сравнивается здесь с плывущим по небу
«облачком». Какие иные сравнения, возникающие в этом случае, встречаются в русской поэзии? Какие (с чьими именами
связанные) традиции
подхватывает и
продолжает Бальмонт?
Слайд 15Вы прочитали стихотворение К.Бальмонта «Я не знаю мудрости». Попробуйте ответить
3.
В чем особенности нравственно-эстетических позиций поэта? Какие образные решения избираются
им для их утверждения?
Слайд 16 Миг — знак, намек на то, что есть вечность,
есть невидимый космос души.
Мимолетность возведена Бальмонтом
в философский принцип. Человек существует только в данное мгновенье. В данный миг выявляется вся полнота его бытия. Слово, вещее слово приходит только в этот миг и всего на миг. Большего не требуй. Живи этим мигом, ибо в нем истина, он — источник радости жизни и ее печали. О большем и не мечтай, художник, — только бы выхватить у вечности этот беглый миг и запечатлеть его в слове.
Л. Озеров. Константин Бальмонт и его поэзия
Познакомьтесь с оценкой данного стихотворения Л.Озеровым. С чем вы согласны? А с чем могли бы поспорить?
Слайд 17Использованная литература и Интернет-источники
1. Русская литература 20 века. Практикум. Учебное
пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений . Под редакцией В.
П. Журавлева.-М., Просвещение, 2010
2. http://www.a4format.ru
3. http://www.kramola.info/sites/default/files/styles/page-main/public/images/vesti/skazka-42_.png?itok=KauqTS6f
4. http://travian.spb.ru/img/sni-lunniy-den-4.jpg
5. http://www.dabang.pk/files/images/ultrahd00059.jpg
6.