Слайд 1
Презентация
М.А.Шолохов
Рассказ «Судьба человека»
(9 класс)
Подготовила
учитель
русского языка и литературы
МБОУ гимназия №9
г.о.Коломна Московской области
Халяпина Л.Н.
Слайд 2
Цель работы
- развитие умения выделять главное в изучаемом материале,
сравнивать, обобщать факты и понятия;
- формирование компетентности в сфере самостоятельной
познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных умений и навыков, творческих способностей учащихся, осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Слайд 3
Станица Вёшенская
Над Доном лежит станица Вешенская.
Здесь долгие годы жил
и работал
замечательный писатель
Михаил Александрович Шолохов.
Слайд 4
В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в
Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу
журнала «Молодая гвардия».
В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места.
Слайд 5
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал
чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался
в его сердце.»
Слайд 6
М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его
известнейшим писателем ХХ века.
Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской
премиями в области литературы, ему присвоено было звание
Героя Социалистического Труда.
Слайд 7
Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» 31
декабря 1956 и 1 января 1957 году.
«Судьба человека». Андрей
Соколов и Ванюшка. Художник Б. Алимов
«Как степной цветок, живым пятном» встает среди произведений М.А.Шолохова рассказ
«Судьба человека»
Слайд 8
Рассказ Шолохова - это повесть о
том, какой страшной трагедией является война, о судьбах солдата и
мальчика-сироты.
«Судьба человека».
Андрей Соколов.
Художник О. Верейский
Слайд 9
Наша литература давно не знала такого
изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием
Бирюков Ф.Г
Рассказ «Судьба человека» - это, в сущности, эпос, только сжатый до размеров рассказа, то есть до самого существенного, до самого важного – до единой человеческой судьбы, вобравшей в себя, однако, суть и смысл великого подвига всего народа
Н.К.Гей
Слайд 10
Творческая история началась еще
задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече
М.А. Шолохова с прототипом главного героя. Об этом нам рассказывает нам М. Кокта: «присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, он (Шолохов ) заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть… на этом плетне и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе…
Слайд 11
Возвратился тогда писатель с охоты необычайно взволнованный и все еще
находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.
Между случаем, послужившим отправной точкой для формирования авторского замысла, и самой работой над рассказом протянулась дорога в десять лет. Когда художественная концепция приобрела в сознании Шолохова достаточную определенность, он приступил к написанию «Судьбы человека»».
Художник Алимов Б. «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ванькой зовут?»
Слайд 12
«Судьба человека».
«Поначалу жизнь моя была обыкновенная». Художник С. Трофимов.
1984
Композиционный приём
«Судьбы человека» - рассказ в рассказе
-
Зачем писатель ввел в произведение образ рассказчика?
Слайд 13
«Рассказ Шолохова пронизан безграничной верой в
душевные силы русского человека». В этом рассказе есть свои отличительные
особенности, характерные только ему и творчеству Шолохова в целом:
«сюжет строится на ярких и психологических эпизодах, конкретная и достоверная основа, связь с традицией русской прозы»;
«в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний»
Слайд 14
В чем своеобразие главного героя рассказа?
Как характеризует
Андрея Соколова его довоенная жизнь?
«Судьба человека».
«Такой она и в
памяти мне на всю жизнь осталась...»
Художник С. Трофимов. 1984
Прижалась ко мне, как лист к ветке…
Опять обнял её, вижу, что она не в себе...
Зачем я её тогда оттолкнул... Сердце будто тупым ножом режут…
Слайд 15
Каковы обстоятельства пленения героя?
Как ведет себя Андрей Соколов в плену?
Почему
Андрей Сколов видит свою вину в том, как сложилась его
судьба?
Совпадает ли мнение героя с мнением автора?
Слайд 16
«Судьба человека».
«Сейчас даст он по мне короткую очередь, а
куда будет бить? В голову или поперек груди?»
Художник С.
Трофимов. 1984
Слайд 17
"Ох браток, нелегкое это дело понять, что ты не по
своей вине в плену"
«Судьба человека».
«Военнопленный Андрей Соколов по вашему
приказанию, герркомендант, явился».
Художник О. Верейский
«Судьба человека».
«Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу».
Художник С. Трофимов. 1984
Слайд 18
«Судьба человека».
«Оборвалось у меня сердце, потому что собаки все
ближе голоса подают».
Художник С. Трофимов. 1984
Слайд 19
«Судьба человека».
«Постоял, поскорбел душою и опять пошел на вокзал».
Художник Б. Алимов
Значение
рассказа «Судьба человека» огромно.
Он продолжил славную традицию русской прозы прошлого века, которая сочувственно относилась к человеку, обделенному счастьем
Слайд 20
«Судьба человека».
«Товарищи — друзья моего Анатолия — слезы вытирают,
а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли».
Художник С.
Трофимов. 1984
...Мой сын лежит ...мой – это всегда улыбчивый узкоплечий мальчишка, с острым кадыком на худой шее, а тут лежит молодой, плечистый, красивый мужчина, глаза полуприкрыты, будто смотрит он куда-то мимо меня, в неизвестную мне даль. Только в уголках губ так навеки и осталась смешинка прежнего сынишки Тольки, какого я когда-то знал....
Слайд 21
Два осиротевших человека, две песчинки…
…
Два осиротевших человека, две песчинки.
Закипела тут
во мне горючая слеза, и сразу решил: «Не бывать тому,
чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».
«Судьба человека».
«Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь!»
Художник С. Трофимов. 1984
Слайд 22
«Судьба человека».
«Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула,
с какой он жадностью ест, так и залилась слезами». Художник
Б. Алимов
Забота о мальчике
- Проследите по тексту, насколько Соколов внимателен
к эмоциональному состоянию Ванюши.
Слайд 23
«Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его
в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном
месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.
- Тяжело ему идти,-
сказал я.»
Слайд 24
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в
чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди?
И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»
Слайд 25
Образ рассказчика
не только позволяет дать портретную характеристику Андрея Соколову, но и
обеспечить эпическую объемность произведению.
Рассказчик как бы оказывается «посредником» между героем и читателем, субъективная точка зрения Андрея Соколова преломляется в субъективном восприятии автора.
Наконец, автор не противопоставлен здесь своему герою, он сам оказывается человеком из народа.
Шолохов снимает с героя вину за то, что тот оказался в плену: Андрей был контужен взрывом после падения снаряда рядом с его машиной и не имел возможности оказать сопротивление. "Ох браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей вине в плену"
Слайд 26
По рассказу режиссер С.Бондарчук в 1959 г. снял фильм «Судьба
человека»
Слайд 27
Информационные ресурсы
1. E-mail: eselenina@narod.ru
2. mailt:a4format.ru@gmail.coccm
3. Бирюков Ф.Г. О подвиге народном:
Жизнь и творчество М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.
4. Гей Н.К.
Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека.- М., 1987г.
5. Огнев А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека».- М., Высшая школа, 1984г.