Слайд 1Тема урока:
«Полемика о главном герое романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»:оригинал
или пародия?»
Слайд 3Полемика
(греч. polemos война) - острый спор, дискуссия, столкновение мнений по
какому-либо вопросу.
БСЭ
Дискуссия(от лат. discussio рассмотрение, исследование) -обсуждение какого-либо спорного вопроса,
проблемы на собрании, в печати, в беседе
Слайд 4Актуально использовать такие уроки:
если произведение изначально задумано автором как полемическая
проблема;
если публикация произведения вызвало в современной критике различные интерпретации;
если основным
композиционным приемом произведения является антитеза
Слайд 5Дискуссия предполагает:
более глубокое, качественное усвоение литературного произведения;
развитие у учащихся умения
четко формулировать свою позицию;
логически, аргументированно выстраивать и отстаивать свою доказательную
линию с опорой на текст;
Слайд 6
развитие логического и критического мышления;
приобретение умений и навыков ведения дискуссии
с оппонентом;
формирование терпимости к различным взглядам;
умение рассматривать проблему с разных
позиций;
Слайд 7
методом проб и ошибок выбирать наиболее убедительную аргументацию и адекватную
оценку;
формирование коммуникативных навыков: грамотной монологической речи, способности слушать оппонента, выражать
собственное мнение, формулировать вопросы;
закрепление навыков поведения в ролевых играх
Слайд 8Алгоритм ведения дискуссии (техника аквариума)
постановка проблемы (исходит от учителя);
деление класса
на группы;
выбор представителя от каждой группы, который представляет позицию группы
классу;
группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения;
представители группы собираются отдельно, чтобы высказать позицию группы классу;
Слайд 9
после представления своих позиций представителями участники групп могут задавать им
вопросы для уточнения;
представители могут взять тайм-аут для обсуждения с группой;
аквариумное
обсуждение проблемы между представителями заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения;
далее проводится критический разбор всем классом (обмен мнениями, вопросы друг другу);
возможна работа аналитической группы и группы экспертов
Слайд 10+ техники аквариума:
делается упор на самом процессе представления точки зрения,
ее аргументации;
включенность всех участников достигается участием каждого в начальном групповом
обсуждении;
итог дискуссии - рефлексия
Слайд 11Цели урока:
1.Познакомиться с оценками русских критиков образа Базарова, выяснить,
в чём своеобразие их оценок (Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «И.С.Тургенев «Отцы
и дети», М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»)
2.Определить и обосновать своё отношение к Базарову
3.Формировать дискуссионную культуру учащихся.
Слайд 12Предварительное домашнее задание:
коллективное: законспектировать фрагменты статей Д.И.Писарева «Базаров», Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев
«Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени», посвященные образу Базарова;
индивидуальное:
посмотреть по разным словарям этимологию и значение слов «полемика», «дискуссия»;
значение слов «оригинал», «пародия»;
посмотреть художественный фильм «Ошибка Базарова» (2008г.), режиссер Дуня Смирнова
Слайд 13Оригинал-1.То же что подлинник. О.портрета. О.статьи. 2.Непохожий на других, своеобразный
человек, чудак (разг.). Большой о.
Толковый словарь русского языка
С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
Пародия – 1.Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П.на стихотворение.2.перен.Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура на что-н. Жалкая п.
Толковый словарь русского языка
С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой
Слайд 14Для обсуждения группам предлагаются:
Различные выдержки из статей Д.И.Писарева «Базаров»,
Н.Н.Страхова «И.С.Тургенев «Отцы и дети», М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени»
Слайд 15Вопросы для обсуждения:
1.Какие из суждений оказались для вас неожиданными?
2.Кто из
критиков находил в Базарове оригинал, а кто пародию?
3.Докажите, чья точка
зрения вам ближе, с кем их критиков вы согласны или нет. Почему?
Слайд 16«...карикатура, чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, с маленьким
лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура злостная»
М.А.Антонович
«…показал Николаю Петровичу всё своё лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.»
И.С.Тургенев
Слайд 17Анализ дискуссии (слово экспертам)
План анализа:
Назвать обсуждаемую проблему.
Показана ли представителем группы
значимость проблемы.
Насколько ясно и логично был представлен ответ от каждой
группы.
Была ли опора на текст? Каким образом? (Цитирование, примеры эпизодов, анализ эпизода и т.д.)
Какая из групп представила наиболее убедительную аргументацию и адекватную оценку.
Слайд 18
Кто показал наиболее яркую способность выражать собственное мнение, коммуникативные навыки,
грамотную монологическую речь.
Какие вопросы, интересные и важные для раскрытия темы
дискуссии, прозвучали.
Соответствует ли сформулированная в начале дискуссии цель полученным результатам (полностью, частично, мало).
Кто самый дипломатичный, самый творческий, самый интеллигентный участник обсуждения.
Слайд 19Сделаем выводы:
1.Можно ли, на ваш взгляд, прийти к единому мнению
о тургеневском герое? Почему?
2.Мой ответ критику…
3.Базаров оригинал, потому что…
4.Базаров пародия,
потому что…