Слайд 1Проект на тему
«Поэзия Василия Митты»
Работу выполнили ученицы
10 Б
класса
МОУ «СОШ №10»
Иванова Кристина
Филиппова Валентина
Руководитель Павлова Н.
В.
Слайд 2Цель нашего проекта:
Стремление показать единство Митты и его лирического героя.
Слайд 3Задача проекта:
Представление необычайно реального лирического героя Митты.
Слайд 4Краткая аннотация
В суматохе нашего жестокого мира мы часто забываем имена
истинных ценителей и носителей народной культуры. Одно из этих светлых
имен – Василий Митта. Мы стараемся приобщиться к народной культуре через жизнь и творчество человека удивительной и яркой судьбы.
Зеркальным отражением того, что происходило с Миттой, его чувств и переживаний являются созданные им герои и образы.
В конце работы вы убедитесь в том, что лирический герой Митты менялся вместе с автором. Если в начале творчества лирический герой вспыльчив и подвержен кипению бурных страстей, то в поздней лирике он внутренне собран, внешне спокоен и умудрен богатым жизненным опытом.
Слайд 5Введение
Имя Василия Егоровича Митты – одно из наиболее светлых имен
в чувашской поэзии. Жизненный путь поэта не был легок и
прост, достигнув в середине 30-х годов своей творческой зрелости, он разделил со многими представителями народной интеллигенции трагедию 37 года, и был оторван от родины на 17 лет. Однако эти тяжелые годы не сломили поэта, не отвратили его от творческого призвания. После всех перенесенных страданий Митта по праву писал:
Мой голос, закаленный болью,
Вновь так же чист, как звенящая сталь!
Целью настоящей работы является попытка проследить изменения в душе, мировосприятии лирического героя поэзии В. Митты в различные годы творчества, включая юношеские стихи и произведения последних лет, увидеть единство и противоречие художественного мира поэта и мира реальной действительности, в которой жил и творил мастер слова, понять и показать “суть нравственно-творческого подвига”, “нежного чувашского лирика, мятежника мысли, сократического философа” через его слово и образ лирического героя.
Анализ и осмысление текстов лирических произведений Василия Митты, литературоведческих и критических работ о творчестве поэта, исследований и воспоминаний о его жизни явились основными способами и методами нашего исследования.
Слайд 6Ранняя лирика 1924 – 1937
Раннему периоду творчества поэта
присущи пьянящее чувство молодости, весенний настрой души. Новое понимание прекрасного
порождало новую поступь стиха.
Поэма “В угаре” - это яркое по образам, по обнажённости чувств и их незащищённости произведение, в котором поэт и лирический герой, составляющие неделимое целое, задумываются о судьбе чувашей, связывают её с предками – булгарами, скорбят об ассимиляции родного народа.
Слайд 7Каков же герой ранней лирики Митты, буквально ворвавшегося в литературу?
В стихотворениях 1926-1930 годов вырисовывается яркая личность дерзкого
неуемного юноши-поэта, он восторгается своей молодостью, порою утопая в неожиданных взрывах чувств. Он полон надежд и сил для борьбы со старым во имя нового жизнеустройства.
Молодость ─ звонкое имя,
Молодость яркая радуга,
Молодость, говорят, молния.
Но молнии мир не рассечь,
Молодость отрежет, отмерит.
Слайд 8Герой 18-летнего поэта не отделяет себя от понятия Родины:
Родина, Родина,
я снова в тебе.
Пламенная песнь для тебя лишь звучит,
От
тебя не уйду я в далекую чужбину,
Сердце мое никогда не полюбит чужое.
Обращаясь к Родине, он требовательно спрашивает:
Чувствуешь ли ты: наше сердце
Для тебя лишь стучит,
Для тебя лишь горит.
Слайд 9Настроение и душа лирического героя видны в стихах:
Эх душа ─
разгульная душа,
Разгулявшись, погулять ли,
Не сдерживая силу?
Эй, ты, солнышко
Не поймать ли,
Не
знать ли мне тебя?
Эх, ребятушки, простите,
Буйны мысли в голове…
Простите и угомоните
Своего разгульного поэта.
Слайд 10После ссылки 1937 - 1954
После возвращения Василия Митты из семнадцатилетнего
заключения появился цикл из семнадцати стихотворений, в которых автор показывает
свои личные переживания и чувства. Но в то время нельзя было открыто писать о перенесенных страданиях, виновницей которых была власть. Но Митта ищет способ донести до читателей свои размышления и находит образ Таэра Тимкки, реального революционера Тимофея Семёнова, пострадавшего от царской власти, в уста которого поэт и вкладывает свои слова и мысли. В чувствах и сознании читателя возникает единый образ, воплотивший в себе образы автора и лирического героя.
Его лишили писем, свидания лишили.
Ни книги, ни бумаги поэт не видит год.
Что может страшнее? – Враги его решили –
Одумается скоро... или с ума сойдёт.
Он борется с врагами, и не страшны запоры,
Им начатое дело продолжили друзья!
Пускай кричит тюремщик: “Согнись, согнись покорно!”
Он глуп! Не гнётся песня. Её сломить нельзя!
Слайд 11Творчество этого периода обогащает чувашскую поэзию неуемной созидательной энергией, несгибаемостью
крылатого духа, необычайно искренней и теплой интонацией душевности, незапятнанной верностью
и нерасторжимой преданностью народу своему, языку родному, Родине, народным и общечеловеческим идеалам.
Не пылает агат на руке моей, словно звезда.
Не нужны мне богатства – были б родичи вместе всегда.
И большое иссякнет, и малого хватит порой.
Есть ли горе горче – по миру пойти сиротой.
Что свернёт меня с дороги, что собьёт с пути?
Только лёгкого богатства мне не дай найти!
Злато мира – это наши слёзы и труды.
Не ищи их, не завидуй, не ищи беды!
Удаль есть, сила есть! Ну, так что же молчишь ты, подруга?
Засвистеть ли и мне, словно эта бездомная вьюга?!
Пусть нас конь понесёт на невидимых крыльях сквозь тучи!
Пусть наш недруг клянёт нас, желая беды неминучей!
Слайд 12Нельзя не восхититься и не принять простые и беспредельно “мудрозначные”
слова стихов, обращённые к любимой героя.
Мы простимся с тобою без
слов,
По-солдатски с тобою простимся.
Путь по звёздам далёк и суров,
Друг до друга мы не докричимся.
Слайд 13Поздний период
Он (Митта и его лирический герой) долго мечтал о
свободе и потому смотрел на жизнь, на людей с радостью,
с детской непосредственностью, чистыми глазами. Голос вернувшегося на родину поэта “становился сильнее и твёрже с каждым днём…”. “На фоне многочисленных бледных стихов последнего времени отрывки из незаконченной поэмы “Таэр”, лирические миниатюры (“В моём старом саду”, “Благодарю тебя”, “Волжская песня”, “Бульвар Иванова” и другие стихи, что успел написать Митта (к сожалению их немного) – “сверкают подлинными жемчужинами нашей поэзии”.
Слайд 14Каким предстаёт читателю лирический герой позднего Митты?
Можно ответить очень
коротко одной строчкой из стихотворения “Осенняя краса”:
Лик его спокоен и
чист.
Он полон сил и желания жить, отвергая смерть и забвение, воспевая жизнь и творчество:
Поэт, не поминай о смерти,
Жизнь эта – вечная краса.
Если жизнь прошла не впустую,
И после смерти живёт человек
Слайд 15
В его душе – тоска по прошлому, легкая грусть о
пройденной юности, беспечности:
Беспечные были, бездумно бродили
Протаптывали набережную Волги
Кто думал, кто
в это верил -
Что самое дорогое – юные годы.
Он – поэт, не мог не сказать о поэте, оценивая и предостерегая художников слова:
Мучителен творчества миг –
Не знающий этого творец – наивен (глуп)…
Не ходи, поэт, ты криво ─ косо
В твоих руках – не побрякушки (бубенцы).
Слайд 16Он нашёл самое ценное в жизни – это согласие, дружба
и творчество.
Неиссякаемое согласие
Пусть охраняет наш союз!
Из-за пустого слова, ерунды
Не терять
бы нам друг друга.
Новый год – новое творчество
Тамадою будь в пиру.
Силы мне давал, когда я уставал,
Голос подавал, когда я мыслями терялся,
Иль как летний тёплый дождь при солнце нежно
Позволял напиться, когда душа вся иссыхала…
И не зря с поклоном я хочу сказать:
У чувашей слово есть одно хорошее –
Пусть друг будет лучше тебя!
Слайд 17
Поздний Митта восходит к самым крутым вершинам поэтического духа. Он
пишет о трагическом (в стихах, которые можно назвать “лагерными”), но
без всякого надрыва, честно и мужественно, с мудрой горечью. Но недолгой оказалась осень поэта и её поздняя краса, не выдержало сердце.
Слайд 18Заключение.
Завершая наш краткий обзор творчества поэта, мы еще раз обращаемся
к созданному им лирическому герою. И отмечаем, что автор и
его герой - понятия неразделимые в лирике последних лет. В начале творческого пути они решительны и дерзки, подвержены бурным страстям, они внешне схожи, но внутренне противоречат друг другу. Герой остается неизменным в своем времени, а поэт не может не меняться. В лирике 50─х годов перед читателем уже предстают образы, умудренные жизнью, спокойные и уравновешенные, и здесь мы видим, чувствуем единство творца и его творения (лирического героя) как явление вневременное, основанное на принципах общечеловеческих ценностей.