Слайд 1
«В музеях соединяется судьба человека, восславившего Отечество, и судьба самого
места, которое неразрывно связано с жизнью великого человека». (С.Гейченко.)
Слайд 2Последний адрес Александра Блока
Заочная экскурсия в музей
Слайд 3Александр Александрович Блок
(1880 – 1921)
Дом, в котором находится
Музей-квартира А.А.Блока
(открыт
в 1980 году)
Слайд 4Коломна
На запад от Вознесенского проспекта между реками Мойкой и Фонтанкой
(окраина Петербурга).
Деревянные постройки. Жили мелкие чиновники, торговцы и ремесленники.
В
конце XVIII века – первый постоянный театр в Петербурге – Большой, или Каменный.
Коломна превратилась в один из центров художественной жизни города.
На Театральной площади в середине XIX века – Мариинский театр.
В 1890-х годах – Петербургская консерватория.
В 1906 – 1909 годах – Драматический театр Веры Федоровны Комиссаржевской.
В 1912 году – Луна-парк.
На рубеже XIX – XX веков Коломна приобрела черты респектабельного района (особняки членов императорской семьи и придворной знати).
* ул. Декабристов, 57
Слайд 5А.А.Блок с женой Л.Д.Блок
«…много воздуха и света, и вид из
окон – непременно широкий, ничем не загромождённый…»
Слайд 6
«Вид из окон меня поразил. Хотя фабрики дымят, но довольно
далеко, так что не коптят окон. За эллингами Балтийского завода,
которые расширяют теперь для постройки новых дредноутов, виднеются леса около Сергиевского монастыря (по Балтийской дороге). Видно несколько церквей (большая на Гутуевском острове) и мачты, хотя море закрыто домами».
Слайд 7
На дверях квартиры – латунная табличка с надписью
«А.А.Блокъ»
Слайд 9
Повеселясь на буйном пире,
Вернулся поздно я домой;
Ночь тихо бродит
по квартире,
Храня уютный угол мой…
Слайд 10Передняя
«Телефон от Добужинского об усиленной работе Художественного театра над «Розой
и Крестом»; «Телефоны от Мейерхольда (восторги перед «Двенадцатью»); «Телефон от
Алянского. Он продолжает убеждать вернуться к «творчеству».
Слайд 11Кабинет
Циклы стихов «Ямбы», «Страшный мир», «Родина», «Кармен», стихотворение «Скифы», поэмы
«Соловьиный сад», «Возмездие», «Двенадцать», драма «Роза и крест».
Слайд 12
«Высокая, просторная, теплая комната, полумрак, на письменном столе горит лампа,
ваза, в ней благоухают цветы. Стол стоит боком к окну,
на нем ничего лишнего, чисто, аккуратно, никаких бумаг, перед столом кресло, по другую сторону – второе, <…> вдоль другой стены большой диван, в углу голландская печь, перед нею кресло, дальше по стене шкапы с книгами, дверь в столовую. От всего впечатление строгое, но уютное, теплое».
Слайд 13
«К поэту в гости» - поэты и писатели Анна Ахматова,
Андрей Белый, Осип Мандельштам, Корней Чуковский, художник Александр Бенуа, режиссер
Всеволод Мейерхольд.
«Монотонность до предела музыкальная, выразительная, насыщенная темпераментом. Он доносил до слушателя и мысль стиха, и ритм, и «тайный жар», и образ, но все так благородно, просто, сдержанно».
Слайд 14
День проходил, как всегда,
В сумасшествии тихом.
Все говорили кругом
О болезнях, врачах
и лекарствах.
О службе рассказывал друг,
Другой – о Христе,
О газете –
четвертый.
Два стихотворца
(поклонники Пушкина)
Книжки прислали
С множеством рифм и размеров.
Курсистка прислала
Рукопись с тучей эпиграфов
(Из Надсона и символистов).
После – под звон телефона –
Посыльный конверт подавал,
Надушённый чужими духами.
Слайд 15
«…такой необыкновенный порядок, что какая-нибудь замусоленная, клочковатая рукопись была
бы здесь совершенно немыслимой. Позднее я заметил, что все вещи
его обихода никогда не располагались вокруг него беспорядочным ворохом, а, казалось, сами собою выстраивались по геометрически правильным линиям». (Корней Чуковский.)
Слайд 16«Печальное, печальное возвращение домой. Маленький белый такс с красными глазками
на столе грустит отчаянно».
Слайд 17Елизавета Григорьевна Бекетова
(1836 – 1902),
бабушка А.Блока
Андрей Николаевич Бекетов
(1825 – 1902),
дед А.Блока
Слайд 18
«Преобладали иностранные и старинные книги; старые журналы, выходившие лет
двадцать назад, казались у него на полках новехонькими. Теперь мне
бросились в глаза Шахматов, Веселовский, Потебня, и я впервые вспомнил, что Блок по своему образованию филолог». (К.Чуковский.)
Слайд 19Столовая
«Небольшая соседняя с кабинетом комната была меблирована очень скромно: посредине
комнаты, под лампой с большим абажуром, стоял прямоугольный стол, а
вокруг него несколько венских стульев да вблизи, у стенки, - простенький буфет… Любовь Дмитриевна сидела за самоваром и разливала чай». (Сергей Алянский.)
Слайд 21А.Блок с родными на крыльце шахматовского дома
А.Блок с родными на
крыльце шахматовского дома
Слайд 23
А.Блок с матерью Александрой Андреевной Бекетовой
Александр Львович Блок, отец поэта
Слайд 24 «…где-то в Пинских болотах… там в тылу проводил дороги
и целыми днями не слезал с седла… Когда он приезжал
в Петербург, было странно видеть его в военной форме, галифе и крагах, с обветренным лицом и коротко стриженного, что ему очень не шло». (М.В.Добужинский.)
А.А.Блок на фронте среди сослуживцев. 1916 год.
Слайд 25«Каждый лишний день войны уносит культуру. Если меня спросят, «что
я делал во время великой войны», я смогу, однако, ответить,
что я делал дело: редактировал Аполлона Григорьева, ставил «Розу и Крест» и писал «Возмездие».
Слайд 27 «Из твоих писем я понял, что ты способна бросить сцену.
Я уверен, что если нет настоящего большого таланта, это необходимо
сделать».
Л.Д.Менделеева в роли Офелии. Сцена из любительского спектакля по пьесе В.Шекспира «Гамлет».
Слайд 28Комната Л.Д.Блок
«Её тициановская и древнерусская красота еще выигрывала от умения
изящно одеваться: всего более шло к ней белое, но хороша
она была также и в черном, и в ярко-красном». (С.Соловьев.)
Слайд 30Последняя квартира
«Почти год, как я не принадлежу себе, я
разучился писать стихи и думать о стихах. Я не выхожу
из мелких забот, устаю почти до сумасшествия, приходится думать о еде, протоколах, дровах, гонорарах и прочем».
«Болезнь моя росла, усталость и тоска загрызли, в нашей квартире я только молчал».
Слайд 31Пригласительный билет на вечер, посвящённый 84 годовщине со дня смерти
А.С.Пушкина, 11 февраля 1921 года
«Что такое поэт? – Человек, который
пишет стихами? Нет, конечно. Поэт, это – носитель ритма… Третье, и последнее, действие драмы заключается в борьбе поэта с чернью, в неизбежном приспособлении поэта, как несовершенного организма, пригодного только к внутренней мировой жизни, к черни, как организму, пригодному только к жизни внешней. Оно заканчивается всегда гибелью поэта…»
Слайд 32Извещение о смерти поэта, расклеенное в Петрограде 7 августа 1921
года
Слайд 33
«Никогда в жизни мне не было так грустно… грустно до
самоубийства… Я даже не думал о нем, но я чувствовал
боль о нем… Каждый дом – кривой, серый, говорил: «А Блока нету. И не надо Блока. Мне и без Блока отлично. Я и знать не хочу, что за Блок». И чувствовалось, что все эти сволочные дома и в самом деле сожрали его… Как будто с Блоком ушло какое-то очарование… всю эту непередаваемую словами атмосферу Блока я вспомнил – и мне стало страшно, что его нет. В могиле его голос, его почерк, его изумительная чистоплотность, его цветущие волосы, его знание латыни, немецкого языка, его маленькие изящные уши, его привычки, любови, «его декадентство», «его реализм», его морщины – все это под землей, в земле, земля. Самое страшное было то, что с Блоком кончилась литература русская…». (К.И.Чуковский.)
Слайд 35Александр Александрович Блок на балконе своей квартиры