Слайд 1
Сценарий
интегрированного урока
(литература и мировая художественная культура)
в 10 классе.
Разработали: Вавилова
Л.Н.,
Балашова Н.Г.
Лицей г.Бор
Нижегородской области
Слайд 2Тема урока
«Современный взгляд на поступок Татьяны Лариной в
романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина и одноимённой опере П.И.Чайковского».
Слайд 3А. С. Пушкин
и
П.И. Чайковский
"Евгений Онегин"
Слайд 5Проблематизация
Гремин
Татьяна и Онегин
Слайд 6Цель - дать оценку поступка Татьяны Лариной в финале
двух произведений.
Задачи:
- проанализировать финал романа
и оперы
- сравнить систему образов двух произведений
- углубить умение сопоставлять, доказывать, обобщать, используя критические статьи
- формировать нравственно-эстетические ценности
Слайд 7Решение учебных задач
Класс делится на четыре
группы.
Слайд 8Первая группа
анализирует финал романа в стихах
«Евгений Онегин»
Вопрос: Как А.С.Пушкин относится к поведению Татьяны
в этой сцене и её отказу Онегину?
Слайд 9Вторая группа
изучает сцену свидания Евгения Онегина и Татьяны
Лариной в финале либретто оперы «Евгений Онегин»
Вопрос: Зачем появляется Гремин?..
Прослушав
арию Гремина,
дайте оценку образа
Слайд 10Третья группа:
Критика о романе А.С.Пушкина «Е.Онегин» и опере
П.И.Чайковского
Вопрос:
Кто, по- вашему, более прав? Кто
более глубоко проник в авторский замысел?
Слайд 11Четвёртая группа
Провести исследование, используя интернет-ресурсы школьного сайта, отзывов
о романе А.С.Пушкина и его героях
I группа
А.С.Пушкин даёт своё видение
поступка Татьяны.
Татьяна не любит своего мужа, но она отказывает Онегину, потому что долг женщины быть рядом с мужем, не изменять ему, быть ему верной.
Это точка зрения автора, поэтому Татьяна – его «милый идеал».
Слайд 14II группа
В.Г. Белинский. Татьяна – это тип русской женщины, которая
приносит себя в жертву ради супружеского долга.
Д.Писарев. Татьяна полна противоречий:
отвергая общественное мнение, она в то же время подвластна ему. Татьяна и Онегин по стать друг другу.
Ф.М.Достоевский. Татьяна - « апофеоз русской женщины», идеальный характер, вырастающий из народной почвы.
Г.А.Ларош.
«П.И.Чайковский подчеркнул в Татьяне не девичью робость и мечтательность, а душевную энергию, жажду деятельности жизни ' и любви, неискоренимую веру в благородство человеческого сердца. Свойства эти, впервые проявившиеся в пушкинской Татьяне, в ту пору еще отчетливее проступили в героинях Тургенева, Некрасова. Толстого. Чайковский с гордостью узнавал их и в своих современницах — рядовых девушках 70-х годов, готовых идти на любые жертвы, лишь бы жизнь их не прошла бесплодно».
Слайд 15III группа
Опера Чайковского не музыкальная иллюстрация к роману Пушкина, а
самостоятельное музыкально-драматическое произведение. Композитор осмелился видоизменить ситуацию, начертанную Пушкиным.
П.И.Чайковский
вместе вводит образ Гремина, пытаясь объяснить поступок Татьяны через его монолог.
Он любит Татьяну искренно, нежно, безумно! Она для него луч солнца! Звезда во мраке ночи! Лучистый ангел!
Глубоко нравственное чувство не позволяет Татьяне пожертвовать счастьем близкого человека, что психологически оправдано. Его Татьяна (Чайковского) духовно связана с Греминым.
Слайд 16Выводы
А как вы сами можете объяснить мотивы поведения героини? Права
ли Татьяна с точки зрения современного читателя?
Группа аналитиков представит
результаты своего исследования ответов обучающихся на нашем сайте
Слайд 18Рефлексия
Чему сегодня мы учились?
Слайд 19Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к нашему уроку