Слайд 1
Игорь Северянин
(Игорь Васильевич Лотарев)
1887-1941
Очерк жизни и творчества
Слайд 3Рождение поэта
Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии
был потомком Карамзина и дальним родственником Фета.
Слайд 4Поэтический дебют
Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с
детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в
1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».
Слайд 5Первые стихотворные опыты
Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики,
и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой
счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).
Слайд 6Антислава
В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные
краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки
/ И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».
Слайд 7Отец «эгофутуризма»
В 1911 Игорь Северянин вместе с поэтом К. Олимповым,
сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы — эгофутуризма.
В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные — на грани пародии и пошлости — формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».
Слайд 8А.Блок об И. Северянине
Мгновенья высокой красы!
Совсем незнакомый, чужой,
В
одиннадцатом году,
Прислал мне «Ночные часы».
Я надпись его приведу:
«Поэту с открытой душой»...
«Поэтом с открытой душой» назвал Игоря Северянина другой поэт — Александр Блок. Эта надпись на подаренной книге относится ко времени, когда Игорь Северянин еще только вступал на литературное поприще. Слова «поэт с открытой душой» очень точно определяют существо поэтического дарования Игоря Северянина, его необыденную для русской поэзии XX века личность.
Слайд 9Слава
Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода
сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в
каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры.
В. Брюсов: «Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет «Громокипящий кубок».
Слайд 10«Кумир гимназисток»
Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и
др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта,
разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».
Шарж Н. Ремизова на Игоря
Северянина (журнал «Новый сатирикон»). 1916
Слайд 11Король поэтов
В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают
«королем поэтов» (к досаде его соперников — В. Маяковского, К.
Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.
Слайд 12Король поэтов
Поэт отнесся к этому избранию вполне серьезно:
Отныне плащ мой
фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов,
На
зависть нудной мошкаре.
Я так велик и так уверен
В себе – настолько убежден,
Что всех прощу и каждой вере
Отдам почтительно поклон...
...Я избран королем поэтов, –
Да будет подданным светло!
Слайд 13 В начале 1918 года Северянин вместе с больной матерью
переехал на жительство в эстонский поселок Тойла. В феврале 1920
г. Эстония объявила себя самостоятельной республикой, и поэт оказался за рубежами родины, что стало для него до конца жизни подлинной трагедией.
Слайд 14В эмиграции
В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей
становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они
не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
И.Северянин и Ф.Круут. Фото 1931
Слайд 16Особенности поэтического стиля И.Северянина
Ироничность и лиризм– важнейшие качества поэзии Северянина.
Лучшие произведения Северянина отличаются большой напевностью, музыкальностью, своеобразным лиризмом. Его
стих тяготел к романсу и часто основывался на унаследованном от К. Бальмонта подхвате и повторении отдельных слов и целых фраз, составных и внутренних рифмах, ассонансах и аллитерациях.
Слайд 17Особенности поэтического стиля И.Северянина
Северянин удивлял своих читателей и слушателей обилием
неологизмов, которые, несмотря на свою причудливость, (например, «сюрпризэтки»), в основном
не нарушали норм русского языка, а некоторые из них прижились в речи: «бездарь», «угрюмец» и др.
Слайд 18Особенности поэтического стиля И.Северянина
Северянин любил составные слова, глаголы и существительные
с приставкой «без» и «о». Он охотно их придумывал и
использовал в своем творчестве: грезофарс, плутоглазка, златоструйный, оэкранить, отуфлить, осоловьить, безгрезье, безнадежье идр.
Слайд 19Особенности поэтического стиля И.Северянина
В то время как кубофутуристы стремились к
зауми, Северянин выступал как поэт изысканной общедоступности, хотя ему в
словотворчестве тоже порой хватало художественного вкуса и чутья.
Слайд 22УВЕРТЮРА
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь
я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно!
И берусь за перо!
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!