Слайд 1Литературное чтение
Урок 49
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема. . «Воробьишко» (по Максиму Горькому).
Цель:
расширить знания детей о
загадках, продолжить работу над пословицами; познакомить школьников с отрывками из
сказки М. Горького «Воробьишко», развивать логическое мышление, воображение, сообразительность, речь учащихся; воспитывать товарищеские отношения между мальчиками и девочками, послушание.
Слайд 3Конкурс на лучшее чтение стихотворений А. Барто.
Беседа.
Какой пример должны подавать
старшие братья и сестрички младшим?
Почему Вовка решил стать Кате старшим
братом?
Как вы оцениваете поступок Вовы? А поведение Светы?
Почему автор считает, что у мальчика добрая душа?
Слайд 4Хоровое чтение стихотворения А. Барто «По дороге в класс».
Спешил Никита
на урок.
Шел, не сбавляя шага.
Вдруг на него рычит щенок,
Кудлатая дворняга.
Никита
— взрослый! Он не трус!
Но шла Танюша рядом,
Она сказала: — Ой, боюсь! —
И сразу слезы градом.
Но тут ее Никита спас,
Он проявил отвагу,
Сказал:
Иди спокойно в класс! —
И отогнал дворнягу.
Его Танюша по пути Благодарит за смелость.
Еще разок ее спасти Никите захотелось.
Слайд 5В чем проявилась отвага Никиты?
Как мальчики должны относиться к девочкам?
Приходилось
ли вам, мальчики, защищать девочек? При каких обстоятельствах?
Девочки, расскажите о
своих друзьях-мальчиках.
Слайд 6Чтение учащимися отрывка из стихотворения С. Маршака «Где тут Петя,
где Сережа?» «цепочкой»
Гришка — парень лет восьми,
Этакий верзила! —
А пред
младшими детьми Хвастается силой.
Говорит он: — Эй, мальки!
Побежим вперегонки!
Объявляю летний кросс —
От крыльца к сараю.
Три щелчка получит в нос Тот, кто проиграет!
Любит Гришка обижать Тех, что помоложе.
Но согласен с ним бежать Комаров Сережа.
Слайд 7Понравился ли вам Гришка? Почему нет?
Как относится автор к мальчику?
Откуда это видно?
Кому из героев стихотворения А. Барто «По дороге
в класс» и С. Марш «Где тут Петя, где Сережа?» вы симпатизируете? Объясните свой выбор.
С кем из них вы хотели бы дружить? Что посоветовали бы вы Гришке встрече?
Если хотите узнать, кто одержал победу в беге, прочитайте полностью хотворение «Где тут Петя, где Сережа?» С. Маршака
Слайд 9Работа над скороговоркой.
Нашей Маше дали манную кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу
не доела,
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.
Слайд 10Работа над загадкой.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
—
Получается прыжок.
(Воробей)
Беседа.
Что я вам сейчас загадала? Давайте вспомним, что такое
загадка.
Кто придумывает загадки?
Для чего люди их загадывают?
О чем могут быть загадки?
Слайд 11СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке мы продолжим работу над
загадками, проверим сообразительность и смекалку, прочитаем отрывок из сказки
М. Горького «Воробьишко».
Слайд 12Сообщение учителя.
Загадка — вид устного народного творчества; это замысловатый вопрос,
который требует ответа. Загадки выражены в краткой и занимательной форме,
чаще всего в стихотворной. Созданные народом на протяжении многовековой истории, они составляют неоценимое богатство его языка.
Слайд 13Физкультминутка «Матрешки».
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В
сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Слайд 14Работа над сказкой М. Горького «Воробьишко».
а) Комбинированное чтение начала сказки по
карточкам.
Воробьишко
...Жил был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он
над окопе бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и др мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать, что такое мир и годится ли для него?
Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.
Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:
Чересчур черна, чересчур!
Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:
Чив ли я?
Мама-воробьиха одобряла его:
Чив, чив!
А Пудик глотал букашек и думал:
«Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо».
И все высовывался из гнезда, все разглядывал.
Чадо, чадо,— беспокоилась мама,— смотри, чебурахнешься.
Чем, чем? — спрашивал Пудик.
Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! — и слопает,— объяснил отец, улетая на охоту...
Слайд 15Лексическая работа.
Наличник — накладная планка над окном, дверью.
в) Коллективное чтение сказки
по учебнику (с. 88—89)
Подготовка к
чтению — прочитать слова:
соб-ствен-но-го со-чи-не-ни-я
бес-кры-лый
вы-ва-лил-ся
не на-у-чишь-ся
чи-ри-ка-ет
от-тал-ки-ва-ет
при-под-нял
под-прыг-нул
бла-го-по-луч-но
во-ро-бьи-ха
ис-пу-гал-ся
рас-то-пы-рил
ка-ча-ет-ся
со-жа-ли-тель-но
г) Беседа.
Почему автор назвал сказку «Воробьишко», а например, не «Воробей»?
Каким вы представляете себе Пудика?
Слайд 16Прочитать слова, назвать те, которые характеризуют Пудика.
Карточка 1
Большой, взрослый, маленький,
непоседливый, глупенький, неопытный, злой, любознательный, хитрый.
Вспомните начало сказки. Какое слово
использует автор вместо слова маленький?
Почему Пудик попал в беду?
Работа над рисунком (с. 89 учебника).
Рассмотрите рисунок. Найдите и прочитайте ту часть текста, которая соответствует рисунку.
Слайд 17Выборочное чтение сказки.
Найдите и прочитайте, как выглядел Пудик в гнезде
во время пения стихов собственного сочинения и на земле, рядом
со страшной кошкой.
Прочитайте, как воробьиха-мать защищала своего птенца.
Беседа.
Какой зверь чаще всего упоминается в словах родителей Пудика?
Как вы думаете, почему?
Кто пострадал больше всех? Объясните почему.
Чтение отрывка из сказки по ролям.
Слайд 18Работа в парах.
Попробуйте составить диалог между мамой и Пудиком, который
бы мог произойти после спасения воробышка от кошки.
Слайд 19Работа над пословицами.
а) Анализ пословицы в учебнике (с. 90).
Как вы понимаете
эту пословицу?
Какие еще пословицы о маме вы знаете?
б) Чтение и объяснение
пословиц на карточках.
Карточка 2
Материнская ласка конца не знает.
Отец и мать — священные слова.
Птица рада весне, а дитя — матери.
Слайд 20ИТОГ УРОКА
Над чем мы работали сегодня?
Что такое загадка?
Чему учит вас
сказка, отрывки из которой мы читали на уроке?
Слайд 21ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подобрать загадки, нарисовать иллюстрацию к сказке М. Горького «Воро-
бьишко» и читать отрывок по ролям.