Слайд 1Литературное чтение
Урок 43
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33
Сидоренкова Любовь Григорьевна
Слайд 2Я. Дегутите. «Руки человека». Я. Тайц. «Все здесь». «Хлеб» (по
М. Глинской),
Цель: расширить и углубить знания детей о важности труда
в жизни человека; совершенствовать технику чтения; развивать речь учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать- уважительное отношение к людям труда и бережное отношение к хлебу
Слайд 3Работа над пословицами.
Труд кормит и одевает.
Кто любит трудиться, тому без
дела не сидится.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться
лени — только три дня.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Какие из пословиц соответствуют содержанию сказки?
Почему?
Слайд 4Игра «Узнай слова с одного взгляда».
Слайд 5Работа над скороговоркой и чистоговоркой.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу
люб.
Ду-до-до — гудят провода.
Слайд 6Работа над загадкой.
Твои помощники — взгляни —
Десяток дружных братцев,
Как славно
жить,
когда они работы не боятся.
(Пальцы) '
Что же могут
человеческие руки?
Слайд 7Чтение вслух учащимися отрывка из статьи Л. Кассиля «Своими руками».
Руки
человека, подчиняясь его разуму и воле, превратили дикие земли в
богатые поля, заставили яблоню-дикарку приносить сладкие плоды. Они раздвинули дремучие леса, заставили расступиться горы, осушили комариные болота, напоили влагой сухие пустыни, перегородили реки... Создали удивительной красоты картины и статуи, которыми вечно будут любоваться люди.
Все могут, все умеют, со всем справляются человеческие руки.
Слайд 8Творческая работа над стихотворением Е. Серова «Отчего ты, рожь, золотая?».
Прочитайте
начало стихотворения, закончите его.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А
в ответ колоски шелестят:
(Золотые руки растят.)
Слайд 9
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
На уроке познакомимся со стихотворением Янины
Дегутите
«Руки человека», рассказами «Все здесь» и «Хлеб», узнаем, как
хлеб пришел на наш и как нужно обращаться с хлебом.
Слайд 10ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Чтение учителем стихотворения «Руки
человека».
Лексическая работа по учебнику.
Что значит янтарный?
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про
себя.
Почему в стихотворении сказано, что рожь склонила тяжелую голову?
Как понимаете выражение ласковый дождь?
Выборочное чтение.
Кому рожь говорит спасибо? Прочитайте.
Работа над рисунком
Рассмотрите рисунок.
Составьте рассказ о том, как колос превращается в хлеб.
Слайд 11Физкультминутка «Хомка».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка сильным хочет стать!
Слайд 12Работа над загадкой.
Вырос в поле дом —
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены
И стоит новый дом
на столбе золотом.
(Колос)
Слайд 13Чтение стихотворения С. Погореловского
Слава миру на земле!
Слава хлебу
на столе!
Вот он хлебушко —
хлебушко душистый,
Вот он — теплый, золотистый.
В
каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем — чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Слайд 14Работа с учебником
а) «Жужжащее» чтение рассказа Я. Тайца «Все здесь».
б) Беседа.
Почему колосья
названы усатыми?
Как вы понимаете значение слова хлеб?
Объясните слова бабушки о
том, что булки, пряники и баранки растут прямо в поле.
в) Чтение разговора бабушки и внучки по ролям.
г) Комбинированное чтение рассказа «Хлеб» по М. Глинской.
Почему Гриша бросил хлеб на землю?
д) Работа над текстом.
Найдите и прочитайте, каким был хлеб, который мама дала Грише.
Как мальчик объяснил, почему он бросил хлеб на землю?
Что рассказал дядя Матвей ребятам о кусочке хлеба?
Почему Гриша заплакал во время разговора с дядей?
Что ребята решили сделать с куском брошенного хлеба? А как бы поступили вы?
Откуда видно, что жеребенку угощение понравилось?
Расскажите, как вы относитесь к хлебу, бережете его.
Слайд 15ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Хоровое чтение стихотворения Я. Дегутите «Руки человека».
Кому
мы говорим спасибо за хлеб?
Самостоятельное чтение про себя рассказа «Все
здесь» учащимися.
Как бы вы объяснили Наде, находясь с ней на поле, где растут баранки, пряники, булки?
Выборочное чтение рассказа «Хлеб».
Прочитайте, как выглядел хлеб, который ел мальчик.
Что сказал дядя Матвей Грише об отношении к хлебу? Прочитайте.
Слайд 16Работа над пословицами
Прочитайте пословицы.
Объясните, как вы их понимаете.
Какую из них
взяли бы как заглавие к рассказу М. Глинской?
Слайд 17ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИИ
Чтение с творческой нагрузкой.
Вставить в текст слова
из рассказа М. Глинской «Хлеб».
Лежит на столе хлеб с
корочкой (золотой, пахучей). От солнышка стал похож на ... (золото).
А только ли от солнышка?
... руки (золотые) хлебороба все лето за ним ... (ухаживали). Хотели ... (хороший) вырастить, побольше ... (хлеба) нам подарить.
Недаром всех тех, кто растит ... (хлеб), хлебодарами зовут.
Хвала ... (рукам), которые хлебом пахнут!
Слайд 18Заучивание наизусть со слов учителя четверостишия Я. Акима.
Хлеб ржаной, батоны,
булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для
хлеба не жалеют.
Как понимаете слово лелеют?
Подберите к нему слова, близкие по значению.
Слайд 19ИТОГ УРОКА
Какую тему изучали?
Что нового узнали на уроке?
Почему нужно бережно
относиться к хлебу?