Слайд 1Литературное чтение
Урок 51
Автор: учитель начальных классов
Общеобразовательной школы № 33 Сидоренкова
Любовь Григорьевна
Слайд 2Тема: К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы». Загадки.
Цель: способствовать развитию у детей
эстетического восприятия, познавательного интереса, развивать любовь к музыке; развивать речь
учащихся, детскую фантазию; расширять словарный запас; совершенствовать технику чтения; воспитывать навыки здорового раза жизни.
Слайд 3Пересказ учащимися рассказа И. Соколова-Микитова «Зима вьюжная».
Обобщающая беседа по рассказу.
Во
что зима нарядила лес?
Что за необыкновенный свет светил в окно?
Что
нарисовал Мороз на окнах? Чем он еще занимался, чтобы разогнать скуку? Народная примета гласит: «Если дым стоит столбом — значит, будет хорошая погода».
Как об этом сказано в рассказе? Проверьте эту народную примету.
Слайд 4Выразительное чтение стихотворения С. Погореловского «Зимняя сказка».
От какого слова образованы
все выделенные в тексте слова?
Как называются такие слова?
Образуйте родственные слова
от слова мороз.
Что сказочного в этом стихотворении?
Слайд 5Я даю вам рисунок-загадку.
Прочитайте на нем слово.
Слайд 6
Беседа.
О каких зимних развлечениях
детей идет речь в стихотворении?
А во что
еще вы любите играть зимой?
Слайд 7Чтение учащимися стихотворения JI. Квитко
«На катке» «цепочкой»
Мчаться, мчаться, мчаться,
мчаться!
С буйным ветром повстречаться,
Чтоб звенело, чтоб несло,
Чтобы щеки обожгло!
Раскатиться
спозаранок
И на санках и без санок,
На поленьях, на бревне,
На коленях, на спине,
Лишь бы вниз, лишь бы в снег,
Лишь бы съехать раньше всех!
Шлет мороз снега-метели
Подымать ребят с постели.
Скучно в поле одному,
Песню мы споем ему:
(Далее следует хоровое чтение.)
Слайд 8«Озорной и смелый,
Белый-белый-белый,
Ты приходишь из-за гор
Нас вытаскивать во
двор.
Ты всю зиму с нами —
Мчишься за санями,
Больно
щиплешь уши,
Все дороги сушишь.
На прудах,
У реки ты построил нам катки.
Их раскинул вширь и вдаль,
Сделал крепкими, как сталь!»
На чем еще можно кататься зимой по совету автора?
В каких строках стихотворения говорится о том, что ребята любят зиму Прочитайте.
Как ребята пытаются задобрить мороз?
Слайд 9АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Работа с загадкой.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в
той тройке белы.
А в санях сидит царица —
Белокоса,
белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром.
Что это за царица?
Какая она?
Что же это за тройка?
Назовите зимние месяцы.
Слайд 10Работа с пословицами.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Январь — году начало,
зиме — середина.
Февраль — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Объясните, как
вы понимаете каждую из этих пословиц.
Слайд 11Работа с загадкой.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И
летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
В каких состояниях может
пребывать вода?
(Жидком, твердом, газообразном.)
Какую воду можно носить в решете?
Слайд 12Коллективное чтение стихотворения JI. Дьяконова «Щенок и снег».
На первый снег
взглянул щенок
и ничего понять не мог.
Откуда столько белых мух
набилось
к нам во двор?
А может, это птичий пух
летит через забор?
Он пасть раскрыл —
и снегу хвать —
и стал задумчиво жевать...
Жует, жует, но вот беда
На языке одна вода
Совсем сконфузился щенок
И в конуру обратно лег
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал….
Можно ли есть снег, лед? Почему?
Слайд 13Лексическая работа.
Сконфузиться — засмущаться, почувствовать неловкость.
Слайд 14Работа над скороговоркой.
Было весело на горке Сане, Соне и Егорке,
А
Маруся не каталась —
В снег упасть она боялась.
Слайд 15Создание эмоционального фона урока.
На фоне музыки П. И. Чайковского «Декабрь»
учитель читает стихотворение И. Никитина «Зашумела непогода».
Зашумела, разгулялась
в поле непогода;
принакрылась
белым снегом
гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась
не осталось следа,
Поднялась метель и вьюга
не видать и света.
Подберите слова, близкие по значению к слову метель. (Снегопад, вьюга, завируха, буран.)
Слайд 16СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Познакомимся с рассказом К. Ушинского «Проказы
старухи-зимы», узнаем, всегда ли зима такая добрая, поймем, почему писатель
называет ее старухой.
Слайд 17Чтение учителем рассказа К. Ушинского «Проказы старухи-зимы».
Каким словом, близким по
значению, вы бы заменили слово проказы? (Проделки.)
Слайд 19Чтение и анализ текста.
Мы будем читать рассказ, делить его на
части и составим план рассказа.
1 часть. От начала и до
слов «...и тот под стреху забился».
Как вы понимаете выражение «задумала всякое дыхание со света сжить»
Почему зима решила перво-наперво до птиц добраться?
Дополните предложение словами (предложение записано на доске):
Зима холодом ..., листья ... с лесов и дубрав и ... их по дорогам.
Словарь: дубрава — участок леса, где растут дубы; стреха — край крыши.
Что решили сделать птицы?
Озаглавьте первую часть рассказа.
Слайд 20План
Зима решила добраться до птиц.
Накинулась «старуха» на зверей.
Зима пытается заморозить
рыб.
Не удалось донять и людей.
Дети рады проказам старухи-зимы.
Слайд 212 часть. От слов «Видит зима, ...» и до слов
«...теплое пойло пьют».
Самостоятельное чтение учащимися второй части шепотом.
На кого решила
накинуться зима?
Что она сделала с полем (лесом, деревьями)?
Прочитайте, как злились морозы.
Почему звери не испугались их?
Как озаглавить вторую часть?
Слайд 223 часть. От слов «Пуще злится зима...» и до слов
«...под ледяной кровлей ей теплее».
«Жужжащее» чтение третьей части.
До кого зима
решила добраться на сей раз?
Как она посвирепствовала на реках и озерах?
Испугались ли ее рыбы? Почему?
Что значит «ледяная кровля»?
Придумайте название к этой части рассказа.
Слайд 234 часть. От слов: «— Ну, постой же,—...» и до
слов «... морозцы похвали Чтение «цепочкой» (по одному предложению) четвертой
части.
Кого решила донять зима?
Прочитайте, как это она пыталась сделать.
Испугались ли ее люди?
Озаглавьте эту часть рассказа.
Слайд 245 часть. От слов: «Обиднее всего...» и до конца.
Коллективное чтение
последней части рассказа.
Почему стало обидно зиме?
Прочитайте о зимних развлечениях детей.
—
Расскажите, как донимала ребят проказница-зима.
Почему зима заплакала?
Озаглавьте последнюю часть рассказа.
Слайд 25Работа с рисунком учебника
Рассмотрите рисунок в учебнике.
Расскажите, какой вы себе
представляете старуху-зиму.
Пересказ рассказа «Проказы старухи-зимы» учащимися по составленному плану.
Творческая работа.
Как
бы вы продолжили рассказ?
Обобщающая беседа.
Как проказничала старуха-зима?
Почему все ее дела названы проказами?
Что предвещало близость зимы?
Работа с учебником
Прочитайте загадки.
Как догадались, что это коньки (сосулька)?
(Учитель использует предметные картинки: коньки, сосулька.)
Слайд 26Сообщение учителя.
Знаете ли вы, почему коньки назвали коньками?
Раньше папы и
дедушки делали коньки детям из дерева. Передняя часть коньков была
сделана в виде головы коня. Так и стали называть эту вещь для катания по льду коньками.
Слайд 27ИТОГ УРОКА
Чему учились сегодня на уроке?
О чем расскажете дома, что
вам показалось на уроке наиболее интересным?
Слайд 28ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться к пересказу рассказа по плану, подобрать загадки о
зиме. На следующем уроке у нас будет конкурс загадок.