Слайд 1Образ дороги, мотив пути в русской литературе
Слайд 2«…первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги»
(А.А. Блок)
Слайд 3Древнерусская литература
В русской литературе мотив пути звучал еще в древнерусских
произведениях: в поход «на землю половецкую», желая отомстить кочевникам за обиды,
нанесённые русскому народу, отправился князь новгород-северский Игорь Святославович
Слайд 4Древнерусская литература
В путь на битву с ханом Мамаем вел войско
князь Московский Дмитрий Иванович («Задонщина»); тверской купец А. Никитин описал
свое путешествие в «Хождении за три моря».
Слайд 5Прием путешествия
Одним из основоположников его в русской литературе считается Радищев. Его
«Путешествие из Петербурга в Москву» стало беспрецедентным случаем использования мотива
путешествия героя для панорамного и достоверного описания социальной реальности.
Слайд 6А.С.Пушкин.
Роман «Капитанская дочка»
Именно по дороге в Белогорскую крепость Гринёв встречается
с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу
своей незаурядной внешностью и своеобразным языком.
Слайд 7Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения
сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым.
И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе.
По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.
Слайд 8Н.В. Гоголь. Мёртвые души
Авантюрист Чичиков скор в своих передвижениях, ведь
в погоне за наживой ему приходится общаться с самыми разными
представителями общества. Путешествуя от одного поместья к другому, он позволяет читателю наблюдать за контрастом, что открывается его глазам: крепость быта мужиков Собакевича соседствует с полнейшей разрухой в имении Плюшкина.
Слайд 9Н.А.Некрасов.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
В поэме Некрасова тема дороги
является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой
сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.
Слайд 10Н.С.Лесков.
Повесть «Очарованный странник»
Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь
поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни.
В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.
Слайд 11Путь исторический
В знаменитом отступлении о птице-тройке Гоголь, сравнивая Русь с
несущейся вперед тройкой лошадей, спрашивает ее и себя: «Русь, куда
ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».
Слайд 12Исторический путь народа
О пути России и русского народа размышляет в ряде
своих стихотворений и Александр Блок, поэт, оказавшийся на перепутье двух
веков – ХIХ и ХХ. Особенно глубоко и необычно данная тема раскрывается в стихотворениях «Русь», «Россия»
Слайд 13Путь исторический
Расшатанность социальной почвы и процесс ее перестройки в период
жизни А. Блока являлись стимулом для перехода в новые духовные
сферы («На поле Куликовом»).
Слайд 14Исторический путь народа
В подобном ключе можно рассматривать и путь русского
народа в Отечественной войне 1812 года (роман-эпопея «Война и мир»),
когда разные слои населения от главнокомандующего Кутузова до «самого нужного человека» в партизанском отряде — Тихона Щербатого и «старостихи Василисы, побившей сотню французов», — сплотились в едином патриотическом порыве освобождения России от иноземных захватчиков.
Слайд 15Жизненный путь героя
Андрея Болконского
Пьера Безухова
Катерины
Базарова
Обломова
Печорина
Доктора Старцева
Слайд 16Духовное развитие
Так, путь внутренней эволюции, т.е. путь к Богу,
описан Лермонтовым в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Горизонтальное
измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.
Слайд 17Цитируя литературоведа Д.Е. Максимова, можно сказать, что «тема пути – порождение
динамического, беспокойного, мятущегося сознания в период идейных брожений и ломок».
Каждый из писателей переживал такие периоды по-своему, отчего тема пути звучала по-разному на протяжении истории русской литературы.