Слайд 1Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм,
поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики
русского языка.
Слайд 2 С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом…
он был её Петром Великим.
В. Г Белинский
Слайд 3"Письмо о правилах российского стихотворства“ – 1738 год.
М.В.Ломоносов утвердил
силлабо-тоническое стихосложение, в котором в определённой системе чередуются ударные и
безударные слоги.
Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить.
М.В.Ломоносов
Слайд 4Занимаясь лингвистикой, он разработал
первую научную грамматику русского языка- «Российскую грамматику».
Слайд 5Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция
без грамматики.
М.В.Ломоносов
Слайд 6Первые … действительно голосу сопрягаются, …по справедливости гласными называются. Второго
рода …прилично согласными именованы
М.В.Ломоносов
Слайд 7Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
Изображения словесные вещей называются имена, напр.: небо, вѣтръ, очи; изображения
деяний — глаголы, напр.: синѣетъ, вѣетъ, видятъ. Итак, понеже они всегда вещь или деяние знаменуют, по справедливости знаменательные части слова названы быть могут.
Слайд 8Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных:
1) имя для
названия вещей;
2) местоимение для сокращения именований;
3) глагол для
названия деяний;
4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение;
5) наречие для краткого изображения обстоятельств;
б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям;
7) союз для изображения взаимности наших понятий;
8) междометие для краткого изъявления движений духа.
Слайд 9«Краткое руководство к красноречию» (1748 г.) - первая риторика в
русском языке, курс общей теории литературы.
Красноречие есть искусство о
всякой данной материи красно говорить и тем самым преклонять других к своему об оной мнением.
М. В. Ломоносов
Слайд 10Трактат «О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.)
- первый опыт русской стилистики - является применением учения античных
филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 11В предисловии к первому изданию своих сочинений 1757 г., которое
называется «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», Ломоносов
выделяет в словарном составе русского языка три вида «речений».
Слайд 13"составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях"
.
Высокий
стиль
«Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни
Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут..
Слайд 14Средний стиль
писать "все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое
слово", также стихотворные дружеские письма, эклоги и элегии.
Слайд 15изображать обыденную жизнь с использованием живой разговорной речи (комедии, басни,
сатирические стихотворения)
Низкий стиль
Зачем я на жене богатой не женюсь?
Я выйти за жену богатую боюсь.
Всегда муж должен быть жене своей главою,
То будут завсегда равны между собою.
1747
Слайд 16Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила
литературный язык к разговорному.
художественные и научные произведения, написанные в
соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 17Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному
языку, без
которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 18«В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям».
Ломоносов
предложил
вместо «бергверк» говорить рудник,
вместо «дак» – кровля,
«перпендикулы»
– маятник.
Слайд 19Ему принадлежат и такие нововведения, как «упругость тел», «земная ось»,
«удельный вес», «преломление лучей», «магнитная стрелка», «опыт», «наблюдение».
Слайд 20 Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал «оризонт» на
горизонт, «квадратуум» на квадрат, “ваторпас” на ватерпас
Слайд 21Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими
произведениями.
Он содействовал созданию русского классицизма в литературе.