Слайд 1Учимся читать и понимать художественный текст
.
А.С.Пушкин
«Узник»
Слайд 2УЗНИК
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормлённый
в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном,
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я..!»
Слайд 3Эпиграф к уроку
Читается трояким образом: первое -
читать и не понимать; второе - читать и понимать; третье
- читать и понимать даже то, что не написано.
Я.Княжнин
Слайд 4Учимся понимать
поэтический текст
До чтения
Стихотворение А.Пушкина называется «Узник».
Ваш прогноз. О
чём это произведение?
Слайд 5Учимся понимать поэтический текст
По ходу чтения
А теперь прочитайте про себя это стихотворение.
Что непонятно?
Ваш прогноз подтвердился?
Слайд 6Учимся понимать поэтический текст
Словарная
работа
Наши лингвисты работали с толковым словарём. Узник - человек, который находится в заключении.
Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.
Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.
Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.
Молвить – устаревшее: сказать, произнести
Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений).
Слайд 7Учимся понимать поэтический текст
Пересказ сюжета стихотворения
Какова история в стихотворении?
Что
и с кем происходит?
Слайд 8Учимся понимать поэтический текст
Создание структурной
схемы
Нарисуйте схему размещения героев стихотворения.
Сколько персонажей?
Почему?
Где они находятся?
Докажите текстом.
Это ваша установка.
Информация для размышления.
Какой вывод?
Слайд 9Информация для размышления
Охотничьих птиц на открытом
воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго, привязывая (приковывая) на
это время за ногу к особым пенькам. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.
Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.
В.Букатов
Слайд 10Учимся понимать поэтический текст
Наша установка гибкая, поэтому
мы меняем точку зрения под влиянием новой информации.
Орёл и человек находятся в камере вместе.
Первая строфа
Почему после первой строчки точка, а не запятая?
Во время чтения после первого стиха должна быть длинная пауза.
Кто говорит «Сижу…»?
Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?
Как вы понимаете значение слова «вскормлённый»?
Почему орёл «товарищ» человека?
Почему орёл «грустный»?
Слайд 12Диалог с текстом
Почему орёл не улетает на свободу
во время охоты, а возвращается к хозяину?
Такой орёл
может быть символом свободы?
Почему он машет одним «крылом»?
Почему пища «кровавая»?
Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин?
Вторая строфа
Почему орёл «бросает» пищу?
Что значат слова «как будто»?
Кому принадлежит прямая речь?
Почему в конце восклицательный знак?
Найдите тропы во 2 строфе.
Третья
строфа
Что значит фраза «пора, брат, пора»?
Зачем восклицательный знак?
Что «пора»? Может быть, пора кому-то отомстить?
Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»?
Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени множественного числа, ведь орёл прикован?
Что загадочного в последнем стихе?
Зачем нужно многоточие?
Зачем восклицательный знак?
От чьего имени написано всё стихотворение?
Слайд 15Учимся понимать поэтический текст
После чтения
Какова тема стихотворения?
Какова основная мысль стихотворения?
Это произведение о свободе или о предательстве свободы? Почему название «Узник»?
Слайд 16Учимся понимать поэтический текст
Вывод
Понять художественный текст
трудно, но можно. Установка у хорошего читателя гибкая. Читатель во
время чтения вступает в диалог с автором, задаёт вопросы и ищет в тексте ответы. Читатель пользуется толковым словарём и другими справочниками. Художественный текст каждый читатель понимает по-своему.
Слайд 17Рефлексия
Закончите предложения
На уроке я узнал …
На уроке я
научился …
Я сейчас думаю о …
Я сейчас чувствую …
Я могу
себя похвалить за …
Слайд 18Домашнее задание
1.Рисунок (иллюстрация) к стихотворению «Узник».
2.Выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».