Слайд 1Урок литературы в 6 классе
Емельянова Ольга Алексеевна
Слайд 7А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг
нас.
Слайд 8Цели урока:
- познакомиться с биографией А.П. Платонова;
- узнать историю создания
сказки-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»;
- познакомиться со сказкой-былью «Неизвестный цветок»;
-
проанализировать своеобразие произведения,
- понять особенности поступков и характеров героев.
От сказки душе счастье, а уму раздумье.
А.П.Платонов
Слайд 9Андрей Платонович Платонов
Андрей Платонович Платонов родился в конце 19 века
в Воронеже. По словам самого писателя, жизнь его была лишена
периода юности, и из детства он сразу шагнул во взрослый мир. Тем не менее, он считал судьбу свою настолько же счастливой, насколько и трагичной.
Детство писателя прошло в многодетной бедной семье, и уже с 13 лет ему пришлось работать вместе с отцом, чтобы семья могла избежать голода. Уже к 20 годам Андрей Платонов освоил несколько профессий: он работал и дворником, и посыльным, обходчиком железнодорожных путей и мелиоратором.
Но настоящее призвание его – это журналистика и публицистика.
Слайд 10Андрей Платонович Платонов
С 1919 г. публиковал свои произведения, сотрудничая с
несколькими газетами как поэт, публицист и критик.
Примерно в это
время сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).
Андрей Платонович Платонов был убеждён, что следует болеть душой за всё, что происходит с народом, решать самые трудные проблемы, обладать особым чувством жизни, а искусство, талант приложатся: «Писать надо не талантом, а «человечностью» – прямым чувством жизни».
Произведения Платонова отличаются глубиной, реализмом, граничащим со сказочностью, но от этого не теряющим своего смысла.
Слайд 11Андрей Платонович Платонов (1899 – 1951) прожил недолгую жизнь. В
последние годы своей жизни, уже будучи больным туберкулезом, он много
писал о детях и для детей. Но и эти его произведения балансировали на грани реализма и фантастики.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» была написана за год до кончины писателя и стала своеобразным завещанием для его дочери и для всех детей этого поколения. Он подарил её дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца: организовала свыше 50 посмертных изданий Платонова.
В сказке писатель поднял извечные риторические вопросы: как и для чего жить, как сделать окружающий мир лучше, а ответы на них каждый читатель должен находить сам.
Сказка-быль «Неизвестный цветок»
Это притча, сотканная из мелодий надежды, тоски,
веры в справедливость детей, чистое золото поэзии сердца…
Слайд 12- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный».
- Какие цветы
мы называем неизвестными?
- Подумайте, о чём может быть произведение с
таким названием?
- Каким вы представили цветок? Выскажите свои предположения.
- Как вы думаете, может это произведение быть сказкой? Что такое сказка?
Какой подзаголовок дает А. Платонов своему произведению»?
Что вас удивило или смутило?
- Почему автор объединил несовместимые жанры?
Слайд 13Словарик
Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-нибудь.
Тучная земля -
плодородная земля.
Превозмогать - пересиливать, например, боль.
Глодать - грызть,
тщательно объедать.
Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом.
Благоухание - аромат, приятный запах.
Ботанический сад - сад, в котором собраны коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и в оранжереях.
Минувший - прошедший.
Стеснившиеся - располагающиеся тесно друг к другу.
Слайд 14«На лугу»
Вместе по лугу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим
мы на луг
Тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка –
клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево.
Чтоб сорвать в лесу цветочки,
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок.
Снова мы идем по лесу.
А вокруг так интересно!
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек.
Слайд 15Анализ 1 части. Работа в группах
1 группа находит описание жизни
цветка на пустыре, отмечает слова, которыми передаётся жизнь цветка.
2 группа
находит описание самого цветка, определяет выразительные средства, которые использует автор.
3 группа определяет отношение автора к цветку.
Слайд 16Анализ 2 части
- Какой момент в жизни цветка мы можем
назвать самым важным?
- Почему Даша шагнула на пустырь и
заговорила с цветком? Ответ найдите в тексте.
- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?
Слайд 17Анализ 3 части
- Что же сделали ребята для цветка, как
помогли они ему?
- Почему дети захотели сделать землю на
пустыре плодородной?
Слайд 18Анализ 4 части
- Почему всю зиму Даша помнила о цветке?
-
Как земля отблагодарила ребят?
- Какие душевные качества проявили ребята,
помогая неизвестному цветку?
- Отчего девочке, увидевшей пустырь, заросший травами и цветами, все-таки стало грустно?
Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.
Слайд 19- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были?
Какова идея
сказки?
- Почему цветок автор сравнивает с героем?
- Почему Платонов
не даёт название цветку?
- Почему у девочки такое имя?
- Можно сказать, что девочка спасла цветок от одиночества? А цветок чем ей отплатил?
- Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей?
Слайд 20Творческая работа
1 группа: «Художники». Нарисуйте цветок, каким его изобразил Платонов
в тексте.
2 группа: «Литературоведы». Отметьте элементы «сказки» и «были»; найдите
элементы композиции (завязка, кульминация, развязка).
3 группа: «Философы». Попробуйте символически изобразить внутренний мир героя таким, каким его увидели вы, а потом прокомментируйте свой рисунок.
Слайд 21Почему автор объединил несовместимые жанры?
сказочное начало: «Жил на свете цветок…»
история
о том, как жил цветок, как он боролся, преодолевая трудности;
цветок умел разговаривать
сказочный цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, испытывать боль и радость
повествование о девочке Даше и других детях
БЫЛЬ
СКАЗКА
Сказка-быль – это жанр,
сочетающий рассказ о действительном событии
с событиями вымышленными, фантастическими
Слайд 22На сегодняшнем уроке я научился…
Сегодня на уроке мы…
На уроке я
работал…
Материал урока был…
На уроке я узнал…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Своей работой я…
Слайд 23Домашнее задание на выбор
1. Сочувствие, сопереживание, сострадание могут проявляться по
- разному. В чём проявилось сострадание Даши? Напишите те слова,
с которыми, как вам кажется, Даша могла обратиться к своим друзьям и убедить их прийти на пустырь.
2. Развернутый письменный ответ на вопрос:
- Что добавило произведение А. Платонова к пониманию вами смысла словосочетания «уважение достоинства»?
3. Нарисовать мир героев Платонова таким, каким его себе представляете.
Слайд 24Источники
http://xrest.ru/schemes/00/14/3b/9d/ПОДУШКА%20%22СОЛНЦЕ%22-2.jpg
http://mobfanru.org/files/pics/original/cvety-narcissy-rasteniya-740.jpg
https://www.1zoom.ru/big2/194/252008-Sepik.jpg
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1209663/733d35c7-4e84-44ca-98f5-9a06c1fcfb8c/s1200
http://kartynky.co.ua/wp-content/uploads/2014/12/623.jpg
https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1426/1_06167d3dafd48b8881c378ae06b052b1_1403980087.jpg
https://24smi.org/public/media/2017/2/9/_1_SmuAL9e.jpg
http://fb.ru/misc/i/gallery/25881/610914.jpg
http://static10.gestionaweb.cat/799/pwimg-1100/platonov-andrei.jpg
http://www.proza.ru/pics/2010/12/01/895.jpg
http://i.artfile.ru/1280x1024_744934_%5Bwww.ArtFile.ru%5D.jpg
http://poradu.pp.ua/uploads/posts/2015-09/a-p-platonov-nevdomiy-kvtka-korotkiy-zmst-ta-analz-flosofskoyi-kazki-rosyskogo-klasika_123.jpeg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/109a/000f79e9-e4ffe71a/img15.jpg
http://900igr.net/datai/literatura/Neizvestnyj-tsvetok/0011-007-Tretja-ostanovka.png
https://www.risk.ru/u/img/120/119561-670.jpg
https://antikleidi.com/wp-content/uploads/2012/12/platonofantrei-toagnostolouloudi-eikona-02.jpg
http://детсадик3.рф/wp-content/uploads/2016/11/news-sc569-vaznoe2.jpg