Разделы презентаций


Презентация по литературе на тему: " Изобразительно-выразительные средства языка" 11 класс презентация, доклад

Содержание

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка
Путь к любой карьере
усыпан цветами красноречия.
(А.П.Чехов)

Изобразительно-выразительные средства языкаПуть к любой карьере усыпан цветами красноречия. (А.П.Чехов)

Слайд 2
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей,

чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой

выразительности.
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать

Слайд 3
Выразительность – употребление таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление

от высказывания, воздействуют на разум и чувства.

Выразительность – употребление таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, воздействуют на разум и чувства.

Слайд 4Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности)
Троп (греч. tropos) означает 'поворот,

оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с

традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура (лат. figure — образ, вид), напротив, — форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового, расширяющего наше художе­ственное познание. Ее главное назначение — усилить впечатление от чего-либо, сделать его более ярким

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности) Троп (греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного

Слайд 5Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности
ТРОПЫ
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Синекдоха
Метонимия
Сравнение
Литота
Гипербола
Ирония
Сарказм
ФИГУРЫ
Градация
Анафора
Эпифора
Оксюморон
Инверсия
Бессоюзие (асиндетон)
Многосоюзие (полисиндетон)
Эллипсис

Тропы и фигуры речи (средства художественной выразительности ТРОПЫМетафораОлицетворениеЭпитетСинекдохаМетонимияСравнениеЛитотаГиперболаИронияСарказмФИГУРЫГрадацияАнафораЭпифораОксюморонИнверсияБессоюзие (асиндетон)Многосоюзие (полисиндетон)Эллипсис

Слайд 6ТРОПЫ
Эпитеты-художественное определение:
Постоянные (добрый молодец)
Изобразительные (лиловые сумерки)
Лирические (прощальный свет)
Сложные (светло-пушистая снежинка)
Метафорические

( смелая снежинка)

ТРОПЫЭпитеты-художественное определение:Постоянные (добрый молодец)Изобразительные (лиловые сумерки)Лирические (прощальный свет)Сложные (светло-пушистая снежинка)Метафорические ( смелая снежинка)

Слайд 7 Сравнение

Сравнения- это способ описания или характеристики природы, человека и т.д.

через сходство. Присоединяются словами как, будто, точно, словно.
И листочки бегут по дорожке
Словно жёлтые мышки от кошки.
В.Орлов
Сравнение   Сравнения- это способ описания или характеристики природы,

Слайд 8Метафора
Метафора -скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное

значение слова,союз отсутствует.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в

долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Н.А.Заболоцкий

Метафора  Метафора -скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова,союз отсутствует.Вытянув серебряные крыльяЧерез весь широкий

Слайд 9Олицетворение
Олицетворение- частный случай метафоры уподобление неживого

живому.
Солнышко утром в колодезь озёр
Глянуло-месяца нет…..

С.Есенин
Вокруг меня кольцо сжимается,
Неслышно подползает сон….
В.В.Ходасевич
Олицетворение    Олицетворение- частный случай метафоры уподобление неживого живому.Солнышко утром в колодезь озёрГлянуло-месяца нет…..

Слайд 10Метонимия
Метонимия- перенесение значения на основе замены названия явления,

понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об

этом явлении
Я три тарелке съел!
И.Крылов
Вся Ивановская площадь шеи вытянула……
Р. Рожденственский


Метонимия  Метонимия- перенесение значения на основе замены названия явления, понятия другим, неразрывно связанным в нашем сознании

Слайд 11Синекдоха
Синекдоха-перенесение значения на основе количественной связи, сближения части

и целого, использование ед.числа вместо множественного и наоборот.
Все

флаги в гости будут к нам, И запируют на просторе….
А.С.Пушкин
Синекдоха  Синекдоха-перенесение значения на основе количественной связи, сближения части и целого, использование ед.числа вместо множественного и

Слайд 12Аллегория
Аллегория- образное иносказание, образ условен,
подразумевается иное.


Волк - злоба, лиса -
хитрость, осел - упрямство ("Волк и

ягненок" И. А. Крылова).

Аллегория  Аллегория- образное иносказание, образ условен,  подразумевается иное. Волк - злоба, лиса -хитрость, осел -

Слайд 13Гипербола
Гипербола- художественное преувеличение.
Река крови, море смеха.

Гипербола Гипербола- художественное преувеличение.Река крови, море смеха.

Слайд 14

Литота
Литота – художественное преуменьшение.
«Ниже тоненькой травиночки надо голову клонить»

Литота Литота – художественное преуменьшение.«Ниже тоненькой травиночки

Слайд 15Ирония
Ирония- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.

Слуга влиятельных господ,      С какой отвагой благородной      Громите

речью вы свободной      Всех тех, кому зажали рот.                                  (Ф.И. Тютчев)

Ирония Ирония- выражение насмешки или лукавства посредством иносказания.     Слуга влиятельных господ,      С

Слайд 16 Перифраз
Перифраз- - троп; замена одного слова описательным выражением,

передающим смысл
«царь зверей» - вместо «лев»

Перифраз Перифраз- - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл «царь зверей» - вместо «лев»

Слайд 17

Гротеск
Гротеск-изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде и

основанное на резких контрастах и преувеличениях.
    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,   Дикие проклятья дорогой изрыгая.   И вижу: сидят людей половины.   О дьявольщина! Где же половина другая?                                (В. Маяковский)

Гротеск Гротеск-изображение людей и явлений в фантастическом,

Слайд 18

Фигуры
Анафора-повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.

Ты и убогая,       Ты и обильная,       Ты и забитая,       Ты и всесильная,       Матушка-Русь!…                    (Н.А. Некрасов)

Фигуры Анафора-повторение начальных слов, строки, строфы или

Слайд 19

Антитеза
Антитеза-стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов.


       Ты богат, я очень беден;        Ты прозаик, я поэт;        Ты румян, как маков цвет,        Я, как смерть, и тощ и бледен.                                            (А.С. Пушкин)

Антитеза Антитеза-стилистическая фигура; сопоставление или противопоставление контрастных

Слайд 20 ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Парцелляция -

экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически

выделенные как самостоятельные предложения.
«И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Парцелляция - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на

Слайд 21

Градация
Градация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы

однородных выразительных средств художественной речи.
Не жалею, не зову, не плачу.   Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.    Увяданья золотом охваченный,    Я не буду больше молодым.                                        (С. Есенин)

ГрадацияГрадация - стилистическая фигура, последовательное нагнетание или,

Слайд 22 Эпифора

Эпифора- стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.


Вот на берег вышли гости,
  Царь Салтан зовёт их в гости...                                 (А. С. Пушкин)

Эпифора Эпифора- стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних

Слайд 23Оксюморон
Оксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия.
«Горячий снег», «Живой

труп»

ОксюморонОксюморон – соединение слов, называющих взаимоисключающие понятия. «Горячий снег», «Живой труп»

Слайд 24Антитеза
Антитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий.
Легко

подружиться, тяжело разлучиться;
Умный научит, дурак наскучит;

АнтитезаАнтитеза - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;

Слайд 25Инверсия
Инверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный

порядок.
Он червяков накопал, удочки притащил.
Твоих оград узор чугунный

(А.С.Пушкин).

ИнверсияИнверсия - это перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок. Он червяков накопал, удочки притащил. Твоих

Слайд 26Риторический вопрос
Риторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится

утверждение. Он не требует ответа.
Что ищет он в стране

далекой?
Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
Риторический вопросРиторический вопрос- фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Он не требует ответа. Что ищет

Слайд 27Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:
Ледяной взгляд, жемчужина

поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез, гора книг, шоколадный

загар, золото волос, хвост поезда, луковки церквей, лента дороги.
метафора
Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.
(А.Тарковский)
Анафора
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.
(А. Блок)
Эпифора
С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях.
(М. Волошин)
Градация

Я вчера задыхался от счастья,
А сегодня кричу от боли.
(Р. Ивнев)
Антитеза
Там мертвой славе отдают
Меня – твои живые руки.
(А.Ахматова)
Антитеза
По полям и по деревне бродят только в обилии коровы жующие, овцы блеющие и куры кудахтающие
(И. Гончаров)
Инверсия
Петербург – петровская столица, город Петра, город на Неве, северная столица, вторая российская столица, северная Венеция.
Перифраз
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Олицетворение


Задание: укажите в приведенных отрывках средства художественной выразительности:Ледяной взгляд, жемчужина поэзии, дождь барабанит, визг пилы, океан слез,

Слайд 28Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из

тех, что перечислены справа.

Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором, выбрав из тех, что перечислены справа.

Слайд 29Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
1) Взирая

на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь на

нём пятна.
Козьма Прутков
2) У окна, опоздавши к спектаклю, Вяжет вьюга из хлопьев чулок.
Б. Пастернак
3) Нет, я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть.
А. Пушкин
4) Мужики — за топоры.
5) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
6) Перо его местию дышит.
А. Толстой
7) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы.
8) С девушкой он скоро поссорился. Из-за сущего пустяка.
9) Вы — в каюты! Вы — в кладовые!
В. Маяковский
10) Он громко, рыдающе засмеялся.
11) Белая шубка удалялась всё дальше по заснеженной дорожке парка.
12) И упало каменное слово
На мою живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
А. Ахматова
Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.1)  Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты

Слайд 30Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.
13) У меня

сегодня много дела:
Надо

память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А. Ахматова
14) Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно,
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
К. Бальмонт
15) Ты одна мне горишь, как звезда в тишине отдаленья;
Ты корабль, что не тонет ни в снах, ни в волнах, ни во мгле.
К. Бальмонт
16) Я тебя полюбил неожиданно, сразу, нечаянно.
К. Бальмонт
17) Сухие пустыни позора, Моря неизливные слёз.
А. Белый
18) И о той ли вольной воле Ветер плачет у реки.
А. Блок
Определите, какие тропы или фигуры речи использованы автором.13) У меня сегодня много дела:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика