Разделы презентаций


Николай Семёнович Лесков. Человек на часах

“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” Н.С.Лесков– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Человек на часах.
Николай Семёнович Лесков.

Человек на часах.Николай Семёнович Лесков.

Слайд 2“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” Н.С.Лесков
– Как вы понимаете слова Лескова?


(сострадание к ближнему, доброта)
В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие

“человек”:
высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.
Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа “Человек на часах”.


“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” Н.С.Лесков– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)В.И.Даль в своём

Слайд 3
– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать?
(Анекдот)

Каково значение слова “анекдот”?
(Анекдот-происшествие, событие необычного характера).
Лесков пишет:


“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.
– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”.

– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать? (Анекдот)– Каково значение слова “анекдот”? (Анекдот-происшествие, событие необычного

Слайд 4
– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин.

При его правлении в стране, а особенно в армии царил

произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.
Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание.
– Какое?
(“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел”).
– Что такое щпицрутены?
(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках.
Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.
Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года.

– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно

Слайд 6
Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”,
Экспозиция
(Зимний дворец охраняла

рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2
Завязка
(часовой Постников

услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 3
Развитие действия
(полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать)
– 4 глава
Кульминация
(всё-таки спасает) – 5 глава
Спад действия
(гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.
Развязка
(солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.

Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, Экспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава

Слайд 7
Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя.
– Случайно ли

Автор даёт ему фамилию “Постников”?
В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько

значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.
– Какие значения отражает фамилия героя?
(И воинскую должность, и воздержание).
– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2
(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).
– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту.
– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”?
(приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)
– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.

Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя. – Случайно ли Автор даёт ему фамилию “Постников”?В словаре В.И.Даля

Слайд 8
Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и

замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и

воплей…
…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи…

помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…

…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от

Слайд 9
Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым.
(Как поступить: спасти человека и

нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда

погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.
– Как вы понимаете выражение “ нравственный выбор”?
(Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).
– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор?
(Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).
– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост.”

Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому

Слайд 10
Можно ли сказать, что он совершил подвиг?
(Да).
– Тогда почему

героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало

всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?
(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)
Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.
– Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает?
(благополучно выйти из неприятной ситуации).
– Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание?
(Солдат Постников, получил 200 розг).

Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).– Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему

Слайд 12
Все довольны. И Постников остался доволен.
– Чем? Почему? Найдите в

главе 15 ответ на этот вопрос.

– Как награждает Свиньин

Постникова?
(фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).-

– Как принимает эту награду солдат?
(он был доволен “ за отеческую милость”).
– Чем больше всего доволен Постников?
(что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).
– А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18

Вывод:
“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.”

Все довольны. И Постников остался доволен.– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос. –

Слайд 13– Продолжите предложения.
Автор осуждает…
(бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость,

карьеризм)
Автор доволен тем, что…
(среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)

– Продолжите предложения. Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных

Слайд 14
Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.
– Почему автор изменил

название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”?
(Главное слово

в этом названии-“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”.
11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя (
“…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).
– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра?
( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.) НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.

Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.– Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика