Слайд 1Проблема нравственного выбора в литературе
Материалы к урокам подготовки к экзаменам
Учитель
Чевдарь Л.К.
Слайд 2В.М.Васнецов «Витязь на распутье»
Слайд 3 Ехал богатырь по своим богатырским делам. Заехал в
широкое поле. Над полем - недоброе красное небо. В небе
кружат черные птицы. Среди поля стоит старый камень. На камне написано:
Налево ехати - богату быти,
Направо ехати - женату быти.
Как прямо ехати - живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.
Остановился богатырь в раздумье. Куда путь держать? И могучий конь богатырский опустил голову, задумался...
Слайд 4 Когда Виктор Михайлович Васнецов писал картину
"Витязь на распутье", он сам был похож на сказочного витязя,
выбирающего путь-дорогу. Товарищи-художники и зрители знали и любили Васнецова, автора небольших картин из повседневной жизни. А его тянуло в далекое прошлое, к тем временам, которые остались только в памяти народа - в былине, в песне, в сказке. Знакомые предупреждали художника: зачем сворачивать с наезженной дороги, где ему обеспечены работа и успех? Но Виктор Михайлович поверил своей мечте и отправился по новому, неизведанному пути.
Слайд 5Проблема нравственного выбора в книгах о войне
Слайд 7« На то ты и мужчина, на то ты и
солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда
позвала» М.Шолохов
Война перечеркнула семейное счастье Андрея Соколова: погибла семья, убили старшего сына – офицера.
В плену ради спасения худенького парнишки – командира Соколов своими руками душит предателя. Ему нелегко было принять это решение «Первый раз в жизни убил, и то своего…». Но гибелью предателя он предотвратил гибель многих честных людей.
Слайд 8Главный нравственный выбор героя в условиях плена он сделал сразу
же: не пошел на сговор с врагами, не предал своих
товарищей за кусок хлеба, мужественно вынес пытки и унижения, « чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расстаться все-таки трудно». Ему важно было показать, что «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Слайд 9
Последний свой выбор герой совершил уже в послевоенный период своей
жизни, когда было потеряно практически все, но дана была возможность
как-то вынести лишения, потери, горе одиночества, и Андрей Соколов находит в себе силы подобрать мальчика – сироту и усыновить его.
Слайд 10Повесть Б.Васильева «Завтра была война»
В повести Б. Васильева «Завтра
была война» удивительно воссоздана обстановка предвоенного среднерусского городка. Главные герои
повести – довоенные школьники, воспитанные на романтике «революционных буден». Наивные и прямолинейные, искренние и бесстрашные, они пытаются разобраться в сложной жизни взрослых, в окружающем мире. Общечеловеческие ценности, которые внушают детям родители, постепенно вступают в противоречие с реальной действительностью, жестокой и бесчеловечной. И детям приходится делать нравственный выбор, так как от него зависит не только их собственная жизнь, но и жизнь других людей.
Слайд 11
Через множество испытаний пройдут герои повести, открыв в конце
концов известную истину, которую автор предельно точно сформулировал в предсмертном
письме Вики Люберецкой: «…нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем самих себя, своих детей, свое будущее».
И детей тоже предавать нельзя. Никого предавать нельзя! Страшно, когда предательство совершается в частной жизни. Еще страшнее, когда это предательство совершает государство по отношению к своим гражданам.
Слайд 13Проблема выбора в классической литературе
Слайд 14Герой и его выбор в литературе XX века
«…у
каждого своя правда, своя борозда»
М.Шолохов
Слайд 15В.Железников. Чучело.
Повесть о девочке-шестикласснице, Ленке Бессольцевой, которая попала в трудное
положение — одноклассники объявили ей бойкот.
Застенчивая, нерешительная, она оказалась
стойким, мужественным человеком, и ребята поняли, что те моральные ценности, которые несет в себе Ленка и ее дедушка, и есть то добро, во имя которого надо сражаться.
Слайд 18Кадры из фильма «Чучело»
Автор сценария - Владимир Железников;
Режиссер - постановщик
- Ролан Быков;
Главную роль исполняла Кристина Орбакайте;
Диму Сомова сыграл сын
Ролана Быкова.
Слайд 19Выбор героя в современной литературе
Андрей Геласимов «Чужая Бабушка».
Девятнадцатилетняя Татьяна,
дочь Ивановны, бывшей парашютистки, а в настоящем работающей диспетчером, выходит
замуж и узнает, что у ее мужа есть дочь Оля. Отец хочет отдать ее в интернат. Не раздумывая, проявляя решительность и твердость, как это требует характер спортсменки, Ивановна, мать Татьяны, срочно оформляет пенсию и принимает смелое и неожиданное для своей семьи решение: требует от зятя позволить ей оформить опекунство над девочкой. Она не может пережить, чтобы ребенок (пусть даже и чужой) рос без семьи. Чужая бабушка оказалась роднее самых близких людей.
Слайд 20Роман Сенчин «Ёлтышевы»
Дежурный по медвытрезвителю Николай Елтышев «большую часть своей
жизни считал, что нужно вести себя по-человечески, исполнять свои обязанности,
и за это будешь постепенно вознагражден». Но однажды он нарушает закон: закрывает в небольшой комнате вытрезвителя нескольких «ночных нарушителей», поступивших в его дежурство, которые к утру «задыхаются» в душном помещении, а кто-то из них погибает. Столкнувшись « с судьбой», с необходимостью выживать , с возможностью действовать, найти выход, принять какое – то решение, Николай теряет свое человеческое лицо и постепенно превращается в равнодушного, жалкого человека. Проблема поступка, от которого может зависеть человеческая судьба , интересует автора и выносится им на суд читателя. Судьба героя сломана, он движется по жизни, подхваченный общим потоком равнодушия, бессердечности, безучастности. Герой, не в силах справиться с обстоятельствами, все больше загоняет себя в угол, все больше «грязнет» в «болоте» деревенской жизни, гибнет сам и губит свою семью. Почему так случилось? Что произошло? Чего он не заметил ? Что прошло мимо? Автор произведения сам отвечает на эти вопросы: « Тот момент, когда, как в сказке про богатыря, нужно было выбрать путь, по которому двинуться дальше, Елтышев проспал». Не раз « появлялась возможность изменить судьбу» , но « он не решался» и превратился в «душегуба», уже так знакомого нам из классической литературы.