Слайд 1Проблематика литературы
XIX век
7 класс
Слайд 2Понятие
Проблематика — совокупность проблем Большой словарь иностранных слов
XIX век
Человек и
мир
Человек и общество
Человек и история
Слайд 3Тема
ТЕМА - это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в
произведении. Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения. Все
явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. - вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.
Слайд 4Задача художника
Задача художника - творчески изучить жизненное явление с интересных
автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать
это возможно, лишь поставив вопрос (или несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения.
Слайд 5Проблема и проблематика
ПРОБЛЕМОЙ называется вопрос, не имеющий однозначного решения или
предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от
задачи. Совокупность таких вопросов называется ПРОБЛЕМАТИКОЙ.
Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.
Слайд 6
в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек, и
возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с
"большими" людьми;
важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;
тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя?
Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.
Обратите внимание! Проблема - это вопрос, и формулироваться она должн
Слайд 7Новые темы
В литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел "маленький" человек,
и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях
с "большими" людьми;
важнейшей стала женская тема, а вместе с ней и так называемый общественный "женский вопрос"; много внимания этой теме уделяли А.Островский и Л.Толстой;
тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л.Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым;
неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос: как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России?
трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы: как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти? Как примирить поколения "отцов" и "детей" в неспокойном и кровавом мире? Как сегодня понимать отношения между добром и злом и что понимать под тем и другим? Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя?
Чернышевский обращается к теме общественного блага и спрашивает: "Что делать?", чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство? Как "обустроить" Россию к благополучной жизни? И т.д.
Слайд 8Идея
ИДЕЯ (греч. Idea, понятие, представление) - в литературе: основная мысль
художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность
идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют ИДЕЙНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ художественного произведения.
Слайд 10Наша цель
Перед Вами поставлена цель: научиться понимать критический (учебный, научный)
текст и грамотно, точно излагать его содержание; научиться использовать аналитический
язык при изложении подобного текста.
Вы должны научиться решать следующие задачи:
выделять главную мысль всего текста, определять его тему;
выделять суть отдельных высказываний автора и их логическую связь;
передавать авторские мысли не как "свои", а через посредство косвенной речи ("Автор полагает, что…");
расширять свой словарный запас понятий и терминов.