Слайд 1
Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетенций
Выполнила :
учитель
русского языка и литературы
МБОУ « Гимназия № 26»
г.Миасса Челябинской области
Тимохина Наталья Анатольевна
Слайд 2Современное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям,
свободно ориентироваться в информационном поле, строить систему в любой сфере
знания, проектировать собственное развитие.
В Концепции модернизации российского образования подчеркивается необходимость "формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования".
Слайд 3Компетенция
Компетенция - общая способность и готовность использовать знания, умения и
обобщенные способы действий, усвоенные в процессе обучения, в реальной деятельности.
Компетенция - это знание в действии, способность человека использовать на практике полученные знания и навыки, принимать решения в условиях неопределенности и реализовывать их.
Слайд 4
Ключевые образовательные компетенции
1. Ценностно-смысловая компетенция.
2. Общекультурная компетенция.
3. Учебно-познавательная компетенция
4. Информационная компетенция.
5. Коммуникативная компетенция.
6.
Социально-трудовая компетенция
7. Компетенция личностного самосовершенствования
Слайд 5Современные требования ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное
участие в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого
мышления, способности прогнозировать свою деятельность.
"Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности" .
Умения самостоятельного ориентирования в информационном пространстве важны также в связи с переходом к профильной школе, так как они становятся для ученика основанием для самообразования и самореализации, способствуют его успешному личностному росту.
Слайд 6Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает
формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
Проектная деятельность на уроке
русского языка и литературы направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Слайд 7Метод проектов (от греческого слова "путь исследования") ориентирован на творческую
самореализацию личности в процессе самостоятельной работы учащихся под руководством учителя
над проектом от его идеи до ее воплощения.
Проектная деятельность учащихся - это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, результатом которой становится решение какой-либо проблемы, представленное в виде его подробного описания (проекта).
Проект - это детально описанный прообраз будущего объекта или способа деятельности.
Слайд 8Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изучение определенной
системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой
организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимся.
Целью проектной технологии обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач; развивают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.
Слайд 9
Выполняется проект по определенному плану, включает следующие этапы
Слайд 11
Виды проектов на уроке литературы и во внеурочной деятельности:
по участию
в разработке
индивидуальные (рассчитаны на сильного ученика
парные групповые (дети учатся сообща решать
сложные вопросы, делить обязанности, учатся руководить и подчиняться)
по времени исполнения
мини-проекты (укладываются в рамки одного урока)
Краткосрочные долгосрочные (выполняются во внеурочное время, могут быть рассчитаны на несколько лет)
по комплексности
монопроекты (реализуются в рамках одного учебного предмета "Литература")
межпредметные (выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания: "История", "Литература", "МХК")
Слайд 12
по характеру координации проекта:
-проекты со скрытой координацией (учитель
выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид
проекта)
-проекты с открытой явной координацией (учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности)
по доминирующей деятельности учащихся:
-исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей, обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию);
-коммуникационные проекты
(при их реализации происходит сбор информации о каком-либо объекте, их анализ и собственные выводы);
Слайд 13
творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит
от интересов и творческих способностей авторов, например, написание собственных литературных
произведений)
игровые проекты
(это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, заседание редакционной коллегии журнала на уроке литературы с целью выпуска сборника стихотворений поэтов "серебряного" века)
практико-ориентированные проекты
(их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: организация выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)
Слайд 14Изучение опыта проектной деятельности позволило определить, что в основе метода
проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои
знания; умений ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.
Литература:
Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательных технологий. М.: Народное образование, 2001.
Добрецова Н.В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование в школе.- 1999, -№ 9, -с.57
Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004
Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61
Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4