Слайд 1Особенности творчества Владимира Высоцкого
(средства художественной изобразительности)
Выполнила ученица 9 Б класса
Фролова Вероника
МОУ Петровская СОШ.
п. Петровск 2017 год
Слайд 2Цель работы.
Целью моей работы является изучение особенностей
творчества В.С. Высоцкого.
Задачи.
Изучить основные темы творчества В.С. Высоцкого.
Изучить разнообразные литературные приемы
и средства, использованные автором и показать их тесную связь между собой.
Проанализировать стихи В.С. Высоцкого на предмет использования автором литературных приемов.
Слайд 4Методы исследования.
Изучение и анализ произведений В.С. Высоцкого.
Изучение литературных трудов «высоцковедов».
Изучение
трудов отечественных ученых А. Веселовского, Г. Поспелова, и др. исследовавших
проблему жанра.
Посещение Государственного культурного Центра-музея В. С. Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке».
Слайд 5 Актуальность.
Актуальность выбранной
мной темы заключается в том, что творчество В. Высоцкого полностью
не исследовано. Автор отличается тем, что в своих стихах он использует самые разные литературные приемы.
Слайд 6Тема войны в творчестве В. Высоцкого.
«Я отношусь к послевоенному поколению,
но меня мучает чувство вины за то, что я «опоздал»
родиться, и своим творчеством я как бы «довоёвываю»
Слайд 7Тема войны в творчестве В. Высоцкого.
Всё меньше вас, участников войны,
Осколки
бродят, покидают силы,
Не торопитесь – вы и не должны –
К однополчанам в братские могилы.
Слайд 8Тема войны в творчестве В. Высоцкого.
В.Высоцкий наполнял свои стихи настолько
достоверными деталями военного быта, так глубоко проник в героику и
трагизм войны, что невольно возникало ощущение причастности поэта к фронтовым событиям.
На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу, придет другой.
Мы не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой.
Слайд 9Тема любви и дружбы в творчестве В. Высоцкого.
Люблю тебя сейчас,
Не тайно - напоказ.
Не "после" и не "до"
В лучах
твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь,
Но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу,
А в будущем - не знаю.
Слайд 10Тема любви и дружбы в творчестве В. Высоцкого.
Владимир Высоцкий ценил
дружбу, и
сам он был безгранично предан
друзьям.
Слайд 11 Изобразительно-выразительные средства в текстах песен.
Слайд 12Фонетические изобразительные средства (аллитерация, ассонанс, рифма, метатеза).
Аллитерация - прием звуковой
выразительности: повтор согласных или групп согласных в художественном тексте.
«…СЛеЗЛивое
море вокруг раЗЛилось,
И вот принимаю я СЛеЗную ванну, -
Должно быть, по морю из собственных СЛез
Плыву к СЛеЗовитому я океану.»
Ассонанс - повторение гласных.
Гололёд на Земле, гололёд —
Целый год напролет гололёд.
Гололёд, гололёд, гололёд.
Целый год напролёт, целый год.
Слайд 13
Метатеза (от греч. metáthesis — перестановка), один из видов комбинаторных
изменений звуков, состоящий в перестановке звуков или слогов в пределах
слова. Метатеза используется как комический приём в художественной литературе.
«…Почитать? - Я сажусь и играю,
Поиграть? - Ну, я с кошкой читаю, -
Все равно я скучать ужасаю!
Сэр! Возьмите Алису с собой!»
Слайд 14Лексические изобразительные средства (окказионализмы, паронимы, фразеологизмы, парадокс, антонимы, тропы).
Окказионализмы (от
лат. occasionalis - случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или
писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности.
В душе моей – все цели без дороги, –
Поройтесь в ней и вы найдете лишь
Две полуфразы, полудиалоги,-
А остальное – Франция, Париж… .
Паронимы (от греч. para - возле и onyma - имя) – это однокоренные слова, сходные по звучанию, но различающиеся отдельными морфемами (приставками или суффиксами) и не совпадающие в значениях.
«Прошу не путать гусеницу синюю
С гусатою гусынею…»
«Прошу запомнить многих, кто теперь со мной знаком:
Чеширский Кот - совсем не тот, что чешет языком…»
Слайд 15Фразеологизмы (от греч. phrasis - выражение и logos - слово)
– это устойчивые по составу словосочетания, смысл которых принципиально не
выводим из значений составляющих их слов.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют;
К позорному столбу я пригвождён,
К барьеру вызван я - языковому.
Парадокс (от греч. parádoxes - неожиданный, странный), неожиданное, непривычное (хотя бы по форме) суждение (высказывание, предложение), резко расходящееся с общепринятым, традиционным мнением по данному вопросу.
«…Вот и ношусь я взад-вперед, как заяц угорелый, -
За два кило пути я на два метра похудел…»
Антонимы (от греч. anti - против и onyma - имя) - слова, противоположные по значению, помогающие лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления.
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни — рискни!
Слайд 16Метафора – означает употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее
данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению,
в силу того или иного сходства сближаемых явлений.
Вдоль дороги все не так,
А в конце - подавно…
А в конце дороги той-
Плаха с топорами.
Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.
Но в сумерках морского дна -
В глубинах тайных кашалотных -
Родится и взойдет одна неимоверная волна, -
На берег ринется она
И наблюдающих поглотит.
Слайд 17Анафора (от греч. anaphora - вынесение вверх) - стилистическая фигура:
единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк
или прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций.
«Мы славно поработали и славно отдохнем!»
Эпифора (от греч. epophora - добавка) - стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.
Почему всё не так? Вроде всё — как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
Только он не вернулся из боя.
Риторическое обращение (от греч. rhetor - оратор) – стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-либо, чему-либо.
Нынче вырвалась будто из плена весна.
По ошибке окликнул его я:
«Друг! Оставь покурить!» — А в ответ — тишина...
Он вчера не вернулся из боя.
Слайд 18Практическая часть: анализ стихов.
Наиболее ярко мотив пути проявляется в
стихотворении «Чужая колея».
В данном стихотворении мотив дороги раскрывается через образы
колеи и колеса.
Слайд 19Анализ стихотворения «Чужая колея».
Слайд 20Анализ стихотворения «Из дорожного дневника».
Слайд 21 Заключение.
Я пришла
к выводу:
За содержанием привычных словосочетаний и предложений всегда скрывается
глубокий смысл.
Посредством текстов стихов В. Высоцкого раскрывается многообразие использованных автором средств речевой выразительности. Выделили фонетические, лексические, синтаксические, фразеологические изобразительные средства, тропы.
Стихотворения В. Высоцкого - являются настоящим кладом для учебников русской литературы, а смысл, вложенный в их содержание, способен найти своё понимание в сердце каждого человека.
Слайд 22Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются
все, кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе, а себе
- еще меньше.
Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах.
Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.