Слайд 1Пушкинские реминисценции в русской литературе ХIХ века.
Слайд 2Методологический паспорт проекта
Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально. Но довольно
часто в произведениях художественной литературы, принадлежащих перу мастеров слова, можно
наблюдать явное или скрытое, но несомненное, «присутствие» чужого текста.
Проблема: Каково значение привлечения чужого текста в творчестве классиков русской литературы?
Слайд 3Методологический паспорт проекта
Актуальность исследования:
Продолжение исследовательской работы 2009-2010 учебного года
Интерес к
роли и значению пушкинского слова в произведениях русской литературы, изучаемых
в 10м классе
Слайд 4Методологический паспорт проекта
Цель исследования: выявить роль пушкинских реминисценций в русской
литературе ХIХ века на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа
Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».
Слайд 5Методологический паспорт проекта
Гипотеза: Если
изучить литературу, дающую определение и систематизацию реминисценции,
ее типам и функциям в художественном тексте;
изучить биографические материалы, дающие
представление о роли пушкинского слова в формировании творческого мироощущения писателей; исследовать тексты художественных произведений;
исследовать тексты художественных произведений;
выявить основные типы пушкинских реминисценций в исследуемых текстах;
Слайд 6Методологический паспорт проекта
То можно сделать вывод о
роли пушкинских реминисценций в
литературе XIX века;
роли реминисценции как таковой в литературе XIX века.
Слайд 7Методологический паспорт проекта
Задачи:
1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение и систематизацию
реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте;
2) Изучить
биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского наследия в формировании творческого мироощущения И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова;
Слайд 8Методологический паспорт проекта
3) Исследовать тексты художественных произведений (роман И.А.Гончарова «Обыкновенная
история», роман Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда») на предмет
использования в них реминисценций пушкинских текстов;
4) Выявить основные типы реминисценций в данных произведениях и определить их роль;
5) Сделать выводы о значении пушкинских реминисценций в литературе ХIХ века (на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»).
Слайд 9Библиография
Справочный материал:
Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов. Русская литература
XIX века»
Берковский Н. Я. «Повести Белкина», «Статьи о литературе»
Википедия Свободная
энциклопедия (http://ru.wikipedia.org)
Головачева А. Г. «Повести Ивана Петровича Белкина, «пересказанные» Антоном Павловичем Чеховым», «Чеховиана: Чехов и Пушкин»
Издательство Московского университета. «Русская литература XIX – XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах»
Слайд 10Библиография
Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М.
Достоевского как основа "реализма в высшем смысле"»
Лотман Ю.М. «Учебник по
русской литературе для средней школы»
Мельник В.И. «А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова» - www.portal-slovo.ru.
Супрун А. Е. «Текстовые реминисценции как языковое явление»
Хализев В.Е. «Теория литературы»
Слайд 11Библиография
Художественные произведения:
Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская Группа «Азбука-классика»,
2009.
Достоевский Ф.М. «Идиот» - М.: «Издательство Астрель», 2010.
Пушкин А.С. «Сочинения
в трех томах» - М.: «Художественная литература», 1986.
Чехов А. П. «Полное собрание сочинений и писем» - М.: «Наука», 1974-1982.
Слайд 12Теоретическая часть
1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и характеристика основных
его видов
1.2 Пушкинское слово в русской литературе ХIХ века
Слайд 13Теоретическая часть
2.1.1. Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич Пушкин
2.2.1. Федор
Михайлович Достоевский и Александр Сергеевич Пушкин
2.3.1. Антон Павлович Чехов и
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 14Практическая часть
2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
2.1.2.
Реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
2.2. Пушкинские реминисценции в
романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
2.2.2. Реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»
2.3. Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
2.3.2. Реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Слайд 15Практическая часть
А.С. Пушкин
Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив
Но Трюхина
умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря
на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.
А.П. Чехов
Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа
Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер.
Слайд 16 «Я … жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он
с детства был моим идолом, и только он один…» -
И.А. Гончаров
Слайд 17Пушкинское слово в романе «Обыкновенная история»
Борис Годунов
Евгений Онегин
Капитанская дочка
Медный всадник
Моцарт
и Сальери
Руслан и Людмила
Скупой рыцарь
Цыганы
Возрождение
Демон
«Если жизнь тебя обманет…»
К *** («Я
помню чудное мговенье»)
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»
«Погасло дневное светило…»
Полководец
Цветок
«Я вас любил…»
«Я пережил свои желанья…»
Слайд 18Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»
Слайд 19Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
однообразные каменные
громады, которые, как колоссальные гробницы,сплошною массою тянутся одна за другою.
А.С.
Пушкин «Медный всадник»
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен
Слайд 20Выводы
При знакомстве с тем или иным произведением художественной литературы мы
часто сталкиваемся с явлением реминисценции.
Реминисценции — это «образы литературы в
литературе».
Слайд 21Выводы
Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений.
Реминисценции
реализуют культурно-художественную и жанрово-стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в
художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного.
Слайд 22Выводы
Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей-классиков в самых разных
проявлениях.
Слайд 23Выводы
В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история» пушкинские реминисценции:
присутствуют
во всем многообразии;
составляют важный пласт «Обыкновенной истории», который связывает воедино
все нити повествования, «временные» измерения романа;
помогают читателю осознать причинно-следственные связи происходящего;
дополняют и углубляют образы героев при соотнесении их с пушкинскими;
помогают спроецировать происходящее в современном мире на ушедшую эпоху, выявить изменения, происшедшие в обществе и раскрыть их причины.
Слайд 24Выводы
В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция:
неразрывно связана с
проблематикой романа и авторским замыслом;
раскрывает многие аспекты внутреннего мира главного
героя;
проясняет чувства героя к Аглае и Настасье Филипповне;
выводит героя на уровень предельного философского обобщения, приближая его к образу Христа;
предвосхищает трагический итог жизни героя.
Слайд 25Выводы
В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» пушкинская реминисценция:
является
основой композиции рассказа;
раскрывает перед читателем глубинное сходство и внутреннюю полемику
«двух крайних звеньев одной цепи – русской классической литературы».
Подводит читателя к осознанию того, что бесчеловечно прожитая жизнь несостоявшегося «Ротшильда» была непрожитой жизнью музыканта.
Слайд 26Выводы
Реминисценция как таковая:
является интереснейшим художественным средством
бесконечно расширяет смысловое
пространство текста;
рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя;
требует высокой читательской
культуры;
выполняет функцию напоминания.
Слайд 27Всего и надо, что вчитаться,- боже мой,
Всего и дела, что
помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать
и перечесть.
Ю. Левитанский