Слайд 1Пётр Великий русской литературы
научно – исследовательская работа
по литературе
выполнили: Жантурина
алия и сапашева асия.
Ученицы 8 класса
МОУ «СОШ п. нива»
Руководитель: Макашева
К.М.
Слайд 2Введение
У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по
своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были
широта, глубина и разнообразие его научных интересов.
Слайд 3Цель:
Задачи:
Исследовать вклад, великие открытия М. В. Ломоносова, выяснить его место
и роль в науке и литературе.
Изучить материал о жизнедеятельности М.
В. Ломоносова.
Выяснить значение Ломоносова в истории литературы.
Понять, почему В. Г. Белинский назвал Ломоносова «Пётр Великий Русской литературы»?
Проанализировать полученную информацию, сделать выводы о роли Ломоносова в области языка и литературы.
Слайд 4Пётр великий русской литературы
На уроках литературы
мы изучаем его
произведения. Мы
задумались, почему
же
он был таким
необыкновенным
человеком, что даже
Белинский называет его
Петром великим
русской литературы?
Творческая личность
не
может
сформироваться вне
общества, народа,
определённой
культуры.
Слайд 5Историк, ритор, механик, минералог,
художник, и стихотворец,
Он всё испытал и всё
прошёл.
А. С. Пушкин
Слайд 6М.в. ломоносов
М. В. Ломоносов родился 19 ноября 1911 года в
Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора
Слайд 7Грамоте Михаила обучил дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая
обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение- оставить родной дом
и отправиться в Москву
Слайд 8Найденные автографы нам говорят о том, что Михайло Ломоносов, которому
не сравнялось ещё и 14 лет, был уже настолько грамотным,
что купцы, чиновники таможни и посадские люди Архангельска и окрестностей доверяли ему подписывание важных документов.
Слайд 9 Несмотря на его взрослые лета, Михайло определили в самый низший
класс, т.к он не знал латинского языка.
Через полгода он был
переведён в следующий класс.
За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языку.
Слайд 10В 1730 году поступил в Славяно- греко- латинскую академию в
Москве, где он не только приобрёл вкус к научным знаниям,
но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
Слайд 11Вначале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен
в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия
жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Слайд 12Осенью 1736 года трое лучших студентов, в том числе Ломоносов,
были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике,
химии, философии и металлургии.
Слайд 13Ломоносов стал самым образованным человеком в России
Знал несколько языков.
Сочинил множество
стихов.
Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и
другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.
Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др.
Слайд 14 «Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта»,
писал Пушкин; «между Петром I и Екатериною II он один
является самобытным сподвижником просвещения.»
Ломоносов везде сказал своё слово, сделал много открытий:
Ломоносов опроверг существующее в западной науке того времени учение об “огненной материи”.
“Физическая химия, — писал он, — есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях... Химия моя физическая”.
Одним из важных изобретений Ломоносова в области оптики была “ночезрительная труба”
Ломоносов уделял значительное внимание развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.
Ломоносов в 1763 опубликовал руководство “Первые основания металлургии или рудных дел”, в котором подробно рассмотрел как свойства различных металлов, так и практически применяемые способы их получения.
Ломоносов разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления “Атласа” с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны.
Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения — “Древняя Российская история” (ч. 1-2, 1766), замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера “Происхождение имени и народа российского” (1749-50) и “Краткий российский летописец” (1760).
Слайд 15Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом.
Слайд 16Труды ломоносова в области языка и литературы
Ломоносов излагает своё учение
о «трёх штилях» в своём рассуждении «О пользе книг церковных
в российском языке».
Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка.
Слайд 17Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти
русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание
русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени, например: земная ось, удельный вес, равновесие тел, кислота, квасцы, воздушный насос, магнитная стрелка и другие.
Слайд 18Реформа стихосложения
Огромной заслугой
Ломоносова перед
русской литературой
является та реформа
русского стихосложения,
которую он провёл вслед
за Тредиаковском .
Ломоносов развил это положение, довёл преобразование. русского стиха до конца . В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал
«Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал (и теоретически, и отрывками из своих поэтических произведений), что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, как утверждал Тредиаковский, но и анапестом, и другими размерами.
Слайд 19Значение ломоносова в истории литературы
1. Ломоносов выполнил огромную
работу в деле развития русского литературного языка на народной основе,
довёл до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил её своими поэтическими произведениями.
2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII- XIХ веков.
3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неустанных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения.
Слайд 20Проделав исследование по данной теме, мы делаем следующие выводы: действительно,
в деле общего духовного – а вместе и литературного –
возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы.
Слайд 21Орден ломоносова
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной,
производственной, научно – исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности,
в области науки, литературы и искусства.
Слайд 22Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765г.
Слайд 23Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России.
Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной
борьбы за науку. И как писал академик С. И. Вавилов: «Только теперь, спустя 2,5 века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырём науки. Достигнутое им одним в областях физики, химии, астрономии, приборостроении, геологии, географии, языкознания и истории достойно было бы деятельности целой академии.»