Разделы презентаций


Три цикла в творчестве Гоголя 9 класс презентация, доклад

Содержание

"Знаю, что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени".Н.В.Гоголь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1200 лет со дня
рождения Гоголя

200 лет со днярождения Гоголя

Слайд 2



"Знаю, что моё имя после меня
будет счастливее меня, и

потомки
тех же земляков моих, может быть,
с глазами, влажными

от слёз,
произнесут примирение моей тени".

Н.В.Гоголь

Слайд 3 наш современник
Великому русскому писателю, автору

бессмертных произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Тарас Бульба", "Вий",

"Ревизор", "Мертвые души" и других в этом году исполнилось бы 200 лет! Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному: то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом "Тараса Бульбы"), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в "Ревизоре" и "Мертвых душах". Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает ни одно поколение исследователей.
наш современникВеликому русскому писателю, автору бессмертных произведений

Слайд 4 Гоголь и современники

Белинский написал около двадцати статей

и рецензий, специально посвященных Гоголю. К его имени, к его художественным образам он обращается почти в каждой своей статье. Гоголь был самым любимым писателем Белинского. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 году, и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего творчества».

Белинский о Гоголе

Гоголь и современники          Белинский

Слайд 5Три цикла в творчестве Гоголя

Три цикла в творчестве Гоголя

Слайд 6Первый цикл
В первом цикле Гоголь нарисовал норму, идеал народной мечты

о вольном человеке, о светлой жизни людей, идеал возможного и

на земле человеческого бытия, идеал отчасти архаический и стихийный, но связанный с нормами жизни, отразившимися в поэзии народа.
Первый циклВ первом цикле Гоголь нарисовал норму, идеал народной мечты о вольном человеке, о светлой жизни людей,

Слайд 7
К первому циклу относится сборник повестей «Вечера на хуторе близ

Диканьки». В него входят повести:
«Сорочинская ярмарка»
«Вечер на кануне Ивана Купала»
«Майская

ночь, или Утопленница»
«Пропавшая грамота»
«Ночь перед Рождеством»
«Страшная месть»
«Иван Федорович, Шпонька и его тетушка»
«Заколдованное место»
К первому циклу относится сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В него входят повести:«Сорочинская ярмарка»«Вечер на

Слайд 8Второй цикл
Во втором цикле Гоголь нарисовал идеал в столкновении с

тем, что сталось в его современности и с этим идеалом,и

с человеком: идеал Тараса и Остапа предан гнусным укладом жизни, превращающим человека в Ивана Никифоровича, жизнь – в жвачку, поэзию – в пошлость. В этом цикле – два лица: ослепительная картина возможного и жестокая картина сущего.
Второй циклВо втором цикле Гоголь нарисовал идеал в столкновении с тем, что сталось в его современности и

Слайд 9Ко второму циклу относится сборник повестей «Миргород». В сборник входят

повести:
«Старосветские помещики»
«Тарас Бульба»
«Вий»
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с

Иваном Никифоровичем»
Ко второму циклу относится сборник повестей «Миргород». В сборник входят повести:«Старосветские помещики»«Тарас Бульба»«Вий»«Повесть о том, как поссорился

Слайд 10Третий цикл
В третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь

уже не изображает идеала; все поле картины заняло теперь искажение

его, гибель поэзии и творчества, пошлость и гнусность, задавившие высокое в русском человеке; здесь – картина общественной практики, с негодованием отвергаемой Гоголем. По-прежнему Гоголь знает, что в глубине души несчастных, опоганенных людей-жертв таятся возможности воскресения их ко всему великому; еще более страстно он проповедует возрождение словами негодования и ненависти к общественной неправде. Но нравственное возрождение он рисует в безумиии, после смерти…
Третий циклВ третьем и последнем цикле, в петербургских повестях, Гоголь уже не изображает идеала; все поле картины

Слайд 11Значение творчества Гоголя огромно в настоящее время, и не только

для России. "Те же чиновники, - говорил Белинский, - только

в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!" Жизнь подтвердила правоту этих слов. А гениальные произведения Николая Васильевича Гоголя продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни.
Значение творчества Гоголя огромно в настоящее время, и не только для России.

Слайд 12Гоголь в кино
Взаимоотношения литературы и кино на раннем этапе развития

обусловливались эстетическими пристрастиями публики. Среди городского населения, которое в основном

и посещало кинематограф в начале XX в., определенной популярностью пользовались книги о таинственно-мистическом и ужасном типа «готического» («черного») романа. Именно это увлечение публики вызвало интерес кинематографа начала 1910-х гг. к произведениям с элементами демонического и иррационального, нарушающего однообразие жизни. Тогда кинематограф и обратился к творчеству Н. В. Гоголя. Заметим, что кино заинтересовали его повести «Страшная месть», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Вий», «Шинель», содержавшие сказочное, таинственное, мистическое и потому способные обеспечить коммерческий успех у публики. И сегодня фильмы по произведениям Н.В.Гоголя имеют большой успех у зрителей.
Гоголь в киноВзаимоотношения литературы и кино на раннем этапе развития обусловливались эстетическими пристрастиями публики. Среди городского населения,

Слайд 13Трейлер к фильму «Тарас Бульба»

Трейлер к фильму «Тарас Бульба»

Слайд 14Гоголь в театре
Н. В. Гоголь называл театр «кафедрой, с

которой можно много добра принести
людям».
Спектакль заставляет

вспомнить о мистических сущностях и химерах таких шедевров Гоголя, как “Вий”, “Нос”, “Майская ночь”. Но в то же время постановка странным, загадочным образом переплетается с реалиями нашей сегодняшней жизни.

«Шинель»

«Ревизор»

«Мертвые души»

Гоголь в театреН. В. Гоголь называл театр «кафедрой, с   которой можно много добра принести

Слайд 15«И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…»
Вот так дело!
Как такое может

быть,
если рукопись сгорела,
а герой остался жить?
Через дали, через годы
он заброшен

на беду
катапультой дымохода
в современную среду.

Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.

Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.

«И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…»Вот так дело!Как такое может быть,если рукопись сгорела,а герой остался жить?Через дали,

Слайд 16Главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. Слезы вызваны

прежде всего тем, что Гоголь скорбит о человеческой душе. Его

волнует вопрос о том, каков человек, какова его душа. Всю жизнь Гоголь искал идеального, прекрасного человека с достойной, не развращенной корыстью душой. На вопрос, какая душа имеет право называться живой, Гоголь отвечает: “Только та, которая готова любить, страдать и совершенствоваться, только та душа, которая готова к самоотвержению, а не та, которая погрязла в накопительстве, имеет право называться живой”.
Главная струна творчества Гоголя — смех сквозь слезы. Слезы вызваны прежде всего тем, что Гоголь скорбит о

Слайд 17«Мертвые души»
К 1835 году относятся первые сведения о начале работы

Н.В. Гоголя над поэмой "Мертвые души". Писатель собирал сведения о

случаях мошенничества с умершими крестьянами, не учтенными в ревизских документах. Сюжет произведения был отчасти подсказан А.С. Пушкиным. Он же стал одним из первых слушателей и критиков ранних вариантов поэмы. После смерти поэта в письме к В.А. Жуковскому Гоголь называет "Мертвые души" "священным завещанием" Пушкина. Первый том "Мертвых душ" вышел в свет в 1842.

Н. Полевой писал в "Русском вестнике": "Почему… современность представляется ему в таком неприязненном виде, в каком изображает он ее в своих "Мертвых душах", в своем "Ревизоре", и для чего не спросить: почему думает он, что каждый русский человек носит в глубине души своей зародыши Чичиковых и Хлестаковых?" Как известно, второй том поэмы был сожжен автором.

«Мертвые души»К 1835 году относятся первые сведения о начале работы Н.В. Гоголя над поэмой

Слайд 18Чичиков не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив.

Ему чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает,

как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Все это говорит о явном его превосходстве.
Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Гоголь подчеркивает, что таких людей, как Чичиков, разгадать нелегко.

Чичиков в «Мертвых душах»

Чичиков не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Ему чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки.

Слайд 19«Ревизор»
Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что

сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Предполагается, что он восходит к

рассказам о командировке П. П. Свиньина в Бессарабию в 1815.
Также известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А. С. Пушкину о ходе её написания, порой желая её бросить, но Пушкин настойчиво просил его не прекращать работу над «Ревизором».
В январе 1836 Гоголь читал комедию на вечере у В. А. Жуковского в присутствии А. С. Пушкина, П. А. Вяземского и других.
«Ревизор»Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835. Традиционно считается, что сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным. Предполагается, что

Слайд 20Хлестаков в «Ревизоре»
Характер Хлестакова, невероятно подверженного чужому влиянию, постоянно меняется.

Мы видим, что герой, хоть и хочет казаться значительным, на

самом деле ничего из себя не представляет. Все стремления его — низкие и мелочные: просаживать отцовские деньги, кутить, играть в карты и позволять себе любые другие развлечения.
В этом образе воплотились все отрицательные черты дворянства: мотовство, честолюбие, чванство, притязания на образованность при явном невежестве. Цель жизни такого никчемного человека — доставлять себе всевозможные радости, не прилагая никаких усилий. «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия», — считает он.

Хлестаков в «Ревизоре»Характер Хлестакова, невероятно подверженного чужому влиянию, постоянно меняется. Мы видим, что герой, хоть и хочет

Слайд 21 УЕЗДНЫЙ ГОРОД N
Город нашего

прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского

"Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности. Он состоит в том, что таких городов хватает повсюду."N" - общая формула, характеристика для всех городов гогольской и современной России. Гоголь стремился показать в общем виде, чтобы высмеять их, не акцентируя свое внимание на определенном городе или чиновнике. Ведь очевидно, что осмеивание чиновников одного города не входило в планы Гоголя. Он хотел показать, какой беспредел творился в управлении городов России.
УЕЗДНЫЙ ГОРОД NГород нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город

Слайд 22"Ревизор" актуален и сегодня. Воры и проходимцы "в законе", во

власти - это реальность наших дней, это современная, правда о

несовременстве нашего управления. Комедия-это самое верное оружие против таких чиновников, как чиновники города N. Слово может задеть гораздо сильнее некоторых действий. В главных героях "Ревизора" чиновники узнавали себя, что заставляло их задуматься, что завтра их будут высмеивать. Город N в "Ревизоре"- город нашей современности и нашего прошлого, но, надеемся, не будущего. "Ревизор"- учебник для чиновников на все времена. "Ревизор"- золотой фонд нашей литературы. "Ревизор"- это то что не подвластно времени.

Слайд 23«Изображение двух бесов»
...Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков

— являются двумя современными российскими персонажами, двумя образами вечного зла

— «бессмертной человеческой вульгарности». По словам Пушкина, «то были изображения двух бесов». Вдохновенный мечтатель Хлестаков и положительный деляга Чичиков — за этими двумя противоположными личностями скрыта третья персона, их объединяющая, персона черта «без маски», «во фраке», «со своим собственным лицом» вечного нашего двойника, который показывает нам наше отражение в себе, как в зеркале, и говорит: «Над чем смеетесь? Над собой смеетесь!».
«Изображение двух бесов»...Два главных героя Гоголя — Хлестаков и Чичиков — являются двумя современными российскими персонажами, двумя

Слайд 24Актуален ли Гоголь сегодня?
Нам кажется – да. Он не может

быть не актуален, так как проблемы, поднимаемые в его произведениях,

были характерны для русского общества на протяжении всей его истории. Конечно же это, во-первых, произвол чиновников и «сильных мира сего», которые не гнушаются использовать свою власть в личных целях, это и надувалы, люди, привыкшие делать деньги из ничего, и просто пустые посредственности, выбивающиеся в люди лизоблюдством и присмыканием. Все они знакомы современной России.
Ведь и теперь, зачастую, чиновники ищут личной выгоды почти в каждом деле, стараются всячески применить свою власть не для помощи людям, а для своей наживы. А аферисты? Мы почти ежедневно встречаемся с ними: подставные фирмы по продаже жилья, несуществующие турбюро, жулики, втягивающие людей в свои аферы. Чичиков, несомненно, более приятный персонаж, но суть у них одна – надувательство простых людей. Про тех, кто добивается своих целей присмыканием и лизоблюдством, и говорить не стоит, ведь наверняка каждый не раз в своей жизни встречался с такими людьми.
Актуален ли Гоголь сегодня?Нам кажется – да. Он не может быть не актуален, так как проблемы, поднимаемые

Слайд 25Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются

основными и, пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе, и описал их.

Конечно, современные гоголевские герои выглядят по-другому, их окружение изменилось. Но вот суть…Суть осталась та же, что и у героев XIX столетия. И, пожалуй, ещё через двести лет она вряд ли изменится, а Гоголь будет столь же актуален, как и теперь.
Перед Гоголем должно благоговеть…. время! Как много упало в его бездну, но Гоголь, его имя и сегодня блистает не только в афишах театров, но и даёт жизнь гоголевскому искромётному юмору, преподнося уроки справедливости. Сегодня он просто востребован временем, его герои очень часто бродят среди нас, таких же с виду благонравных и благополучных, Хлестаковых и Маниловых, уличая нас, публику XXI века, в подлом и мелочном и порой кажется, что герой его произведения – это отголосок времени, ведь у нас много своих героев, как бы списанных и прописанных у нас, в XXI веке.
Мы думаем, что никто до Гоголя не написал так полно и правдиво о русском чиновничестве, которое, увы, не переменилось и в наше время. Смеясь, он безжалостно проникает в самые зловредные уголки этой нечистой зловредной души.
Но и сегодня картины нашего быта, государственного уклада вряд ли обрадовали писателя, мы так же достойны осмеяния.
Гоголь, несомненно, актуален. Он тонко понял те проблемы, которые являются основными и, пожалуй, неискоренимыми в нашем обществе,

Слайд 26СПАСИБО!

СПАСИБО!

Слайд 27 Презентацию
к

200-летию со дня рождения

Н.В.Гоголя
«Н.В.Гоголь – наш современник» выполнили: ученицы 9-в класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Кулишова Виолетта и Марута Юлия
Учитель русского языка и литературы Орлова Валентина Ивановна
Презентацию  к 200-летию со дня рождения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика