Разделы презентаций


Работа над лексическим значением слова при чтении художественного произведения

Содержание

Отклонения в развитии речи детей с нарушениями слуха:нарушение произношения;своеобразие развитие словарного запаса и грамматического строя речи; ограниченное понимание речи окружающих и затруднение восприятие смысла читаемого текста.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Работа над лексическим значением слова при чтении художественного произведения.

Работа над лексическим значением слова при чтении художественного произведения.

Слайд 2Отклонения в развитии речи детей с нарушениями слуха:
нарушение произношения;
своеобразие развитие

словарного запаса и грамматического строя речи;
ограниченное понимание речи окружающих

и затруднение восприятие смысла читаемого текста.
Отклонения в развитии речи детей с нарушениями слуха:нарушение произношения;своеобразие развитие словарного запаса и грамматического строя речи; ограниченное

Слайд 3Основополагающие принципы
максимальное обогащение речевой практики,
овладение словарным запасом речи в

неразрывном единстве с овладением грамматическим строем,
практическое изучение ребёнком грамматических

закономерностей языка.

Основополагающие принципымаксимальное обогащение речевой практики, овладение словарным запасом речи в неразрывном единстве с овладением грамматическим строем, практическое

Слайд 4Замены, характерные для речи слабослышащих детей:
Обозначение одного характерного признака вместо

называния всего предмета;
Называние целого предмета вместо его части;
Называние другого предмета,

ситуационно связанного с данным;
Называние общей ситуации, с которой может быть связан предмет;
Называние предмета, сходного по своему назначению;
Называние предмета внешне сходного с данным.

Замены, характерные для речи слабослышащих детей: Обозначение одного характерного признака вместо называния всего предмета;Называние целого предмета вместо

Слайд 5Содержание словарной работы на уроках чтения
раскрытия и уточнения значения слов,

необходимых для полноты сознательного чтения;
обогащения речи новыми словами, понятиями

путем организации речевой практики;
расширения сферы знакомых слов, включения их в новый контекст; ознакомления с выразительными средствами языка и включения их в речь учащихся;
развитие связной устной и письменной речи.

Содержание словарной работы на уроках чтенияраскрытия и уточнения значения слов, необходимых для полноты сознательного чтения; обогащения речи

Слайд 6Приёмы раскрытия значений слов
наблюдение предмета;
показ предмета или макета;
описание

словом;
драматизация действия;
конструирование картины;
зарисовки;
объяснение слов с помощью

синонимов, антонимов, видового и родового понятия, логического определения; использование контекста.

Приёмы раскрытия значений словнаблюдение предмета; показ предмета или макета; описание словом; драматизация действия; конструирование картины; зарисовки; объяснение

Слайд 7Цель словарной работы:
помочь учащимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство

литературного произведения.

Цель словарной работы:помочь учащимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство литературного произведения.

Слайд 8Задачи словарной работы на уроке чтения:
- раскрыть значения слов, необходимых

для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
-

раскрыть словарь слабослышащих детей путём организации речевой практики и введением новых слов понятий в активную речь учащихся;
- познакомить школьников с выразительными языковыми средствами, ввести их в речь детей, сделав её более выразительной и эмоциональной;
- развить связную устную и письменную речь школьников.
Задачи словарной работы на уроке чтения:- раскрыть значения слов, необходимых для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического

Слайд 9Этапы работы с текстом

Этапы работы с текстом

Слайд 10На этапе первичного целостного восприятия текста и подготовки к чтению

задачи словарной работы включает:
выяснение знаний учеников о той или иной

лексике (в зависимости от темы изучаемого произведения),
расширение лексики,
уточнение значения некоторых слов,
закрепление известных детям слов,
формирование умения выражать своё отношение к тексту с помощью оценочной лексики.

На этапе первичного целостного восприятия текста и подготовки к чтению задачи словарной работы включает:выяснение знаний учеников о

Слайд 11На этапе первичного анализа произведения задача словарной работы иная:
помочь ученикам

осмыслить содержание рассказа (стихотворения).

На этапе первичного анализа произведения задача словарной работы иная:помочь ученикам осмыслить содержание рассказа (стихотворения).

Слайд 12Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную

клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и

тоже наколол.

Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел

Слайд 13Учитель: Когда пошел гулять ежик?
Ученик: Ежик пошел гулять, когда стемнело.
Учитель:

Скажите по-другому.
Ученик: Ежик пошел гулять, когда на небе появились звезды.
Учитель:

Подумайте, как можно сказать по-другому «пошел гулять».
Ученик: Ежик решил прогуляться темной ночью.
Ежик решил прогуляться по темному лесу.
Учитель: Что увидел ежик?
Ученик: Клюквинку, желтые листья.
Учитель: Посмотри на картинку. Покажи, где клюквинка, где желтые листья.
Учитель показывает картинку с изображением данных предметов. Ученики показывают предметы и называют их
Ученики: Это клюквинка. Это желтые листья.
Учитель: Ребята, клюквинка – это маленькая ягодка. Как мы скажем про большую ягоду?
Ученик: Это клюква.
Учитель: Нарисуйте клюкву и клюквинку.
Ученики выполняют зарисовку предметов. Демонстрацию действия на конструктивной картинке.
Учитель: Покажи на картинке, что делал в лесу ежик.
Лексический материал для ответов учеников:
когда стемнело; когда на небе появились звезды; решил прогуляться по темному лесу, клюква-клюквинка.
Учитель: Когда пошел гулять ежик?Ученик: Ежик пошел гулять, когда стемнело.Учитель: Скажите по-другому.Ученик: Ежик пошел гулять, когда на

Слайд 14На этапе углубленного изучения произведения лексика закрепляется в ходе выполнения

лексико-стилистических упражнений.
Дополни выражения:
Березка была (какая?)…, а стала (какая?)… .
Трава была

(какая?)…, а стала (какая?)… .
Скажи по-другому:
Осыпались листья - …
По небу плывут тяжелые серые тучи - …
Заполни по аналогии:
осенние дождики: летние дождики:
идут часто идут(как?)…
идут беспрестанно идут(как?)…
холодные дожди (какие?)… дожди
земля сырая земля (какая?)…
Составь предложение со словами…..

На этапе углубленного изучения произведения лексика закрепляется в ходе выполнения лексико-стилистических упражнений. Дополни выражения:Березка была (какая?)…, а

Слайд 15На этапе обобщения прочитанного
решается задача развития связной речи учащихся. Одновременно

в реализации этой задачи – подготовка детей к созданию связных

высказываний, а затем различные виды связанных высказываний: пересказ текстов, устные характеристики персонажей, различные описания, рассуждения, собственные рассказы учащихся.

На этапе обобщения прочитанногорешается задача развития связной речи учащихся. Одновременно в реализации этой задачи – подготовка детей

Слайд 16Недостатки словарной работы
Отсутствие разнообразия приемов объяснения слов возрасту детей.
Так, наиболее

часто используется приемы наглядного объяснения значения слова, словотолкование, объяснение синонимов.

Значительно реже применяется объяснение слова с помощью его морфологического разбора, подведения под родовое или видовое понятие и др.

Недостатки словарной работыОтсутствие разнообразия приемов объяснения слов возрасту детей.Так, наиболее часто используется приемы наглядного объяснения значения слова,

Слайд 17Трудности словарной работы на уроках чтения
I группа – ошибки на

смешение слов по сходству в звуковом составе (землянка – земляника)
II

группа – неправильное восприятие слова в связи с непониманием его грамматического оформления (бросился – бросил)
III группа – понимание переносного значения слова в буквальном смысле (оборвалось в груди)
IV группа – непонимание предложения в связи с непониманием синтаксического оформления текста.
V группа – понимание слова лишь в одном значении, которое было известно ранее.

Трудности словарной работы на уроках чтенияI группа – ошибки на смешение слов по сходству в звуковом составе

Слайд 18Литература
О.А. Красильникова «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного

чтения».
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2005
А.Г. Зикеев «Развитие реи слабослышащих

учащихся» М., «Педагогика»,1976.
Н.В. Краснощекова «В мире неуслышанных звуков». Практическая копилка сурдопедагога. Ростов н/Д: Эдэлника, 2008.
Р.М. Боскис «Учителю о детях с нарушениями слуха». Москва «Просвещение» 1975
А.Ф. Понгильская «Обучение глухих детей русскому языку (I-IV классы). Москва 1963.
К.В. Комаров «Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей». Москва ОНИКС 21 век 2005
 

Литература О.А. Красильникова «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения». Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2005 А.Г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика