Слайд 1Работа над лексическим значением слова при чтении художественного произведения.
Слайд 2Отклонения в развитии речи детей с нарушениями слуха:
нарушение произношения;
своеобразие развитие
словарного запаса и грамматического строя речи;
ограниченное понимание речи окружающих
и затруднение восприятие смысла читаемого текста.
Слайд 3Основополагающие принципы
максимальное обогащение речевой практики,
овладение словарным запасом речи в
неразрывном единстве с овладением грамматическим строем,
практическое изучение ребёнком грамматических
закономерностей языка.
Слайд 4Замены, характерные для речи слабослышащих детей:
Обозначение одного характерного признака вместо
называния всего предмета;
Называние целого предмета вместо его части;
Называние другого предмета,
ситуационно связанного с данным;
Называние общей ситуации, с которой может быть связан предмет;
Называние предмета, сходного по своему назначению;
Называние предмета внешне сходного с данным.
Слайд 5Содержание словарной работы на уроках чтения
раскрытия и уточнения значения слов,
необходимых для полноты сознательного чтения;
обогащения речи новыми словами, понятиями
путем организации речевой практики;
расширения сферы знакомых слов, включения их в новый контекст; ознакомления с выразительными средствами языка и включения их в речь учащихся;
развитие связной устной и письменной речи.
Слайд 6Приёмы раскрытия значений слов
наблюдение предмета;
показ предмета или макета;
описание
словом;
драматизация действия;
конструирование картины;
зарисовки;
объяснение слов с помощью
синонимов, антонимов, видового и родового понятия, логического определения; использование контекста.
Слайд 7Цель словарной работы:
помочь учащимся осмысленно воспринять содержание и художественное богатство
литературного произведения.
Слайд 8Задачи словарной работы на уроке чтения:
- раскрыть значения слов, необходимых
для понимания смысла читаемого и усиления этико-эстетического воздействия на учеников;
-
раскрыть словарь слабослышащих детей путём организации речевой практики и введением новых слов понятий в активную речь учащихся;
- познакомить школьников с выразительными языковыми средствами, ввести их в речь детей, сделав её более выразительной и эмоциональной;
- развить связную устную и письменную речь школьников.
Слайд 10На этапе первичного целостного восприятия текста и подготовки к чтению
задачи словарной работы включает:
выяснение знаний учеников о той или иной
лексике (в зависимости от темы изучаемого произведения),
расширение лексики,
уточнение значения некоторых слов,
закрепление известных детям слов,
формирование умения выражать своё отношение к тексту с помощью оценочной лексики.
Слайд 11На этапе первичного анализа произведения задача словарной работы иная:
помочь ученикам
осмыслить содержание рассказа (стихотворения).
Слайд 12Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную
клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и
тоже наколол.
Слайд 13Учитель: Когда пошел гулять ежик?
Ученик: Ежик пошел гулять, когда стемнело.
Учитель:
Скажите по-другому.
Ученик: Ежик пошел гулять, когда на небе появились звезды.
Учитель:
Подумайте, как можно сказать по-другому «пошел гулять».
Ученик: Ежик решил прогуляться темной ночью.
Ежик решил прогуляться по темному лесу.
Учитель: Что увидел ежик?
Ученик: Клюквинку, желтые листья.
Учитель: Посмотри на картинку. Покажи, где клюквинка, где желтые листья.
Учитель показывает картинку с изображением данных предметов. Ученики показывают предметы и называют их
Ученики: Это клюквинка. Это желтые листья.
Учитель: Ребята, клюквинка – это маленькая ягодка. Как мы скажем про большую ягоду?
Ученик: Это клюква.
Учитель: Нарисуйте клюкву и клюквинку.
Ученики выполняют зарисовку предметов. Демонстрацию действия на конструктивной картинке.
Учитель: Покажи на картинке, что делал в лесу ежик.
Лексический материал для ответов учеников:
когда стемнело; когда на небе появились звезды; решил прогуляться по темному лесу, клюква-клюквинка.
Слайд 14На этапе углубленного изучения произведения лексика закрепляется в ходе выполнения
лексико-стилистических упражнений.
Дополни выражения:
Березка была (какая?)…, а стала (какая?)… .
Трава была
(какая?)…, а стала (какая?)… .
Скажи по-другому:
Осыпались листья - …
По небу плывут тяжелые серые тучи - …
Заполни по аналогии:
осенние дождики: летние дождики:
идут часто идут(как?)…
идут беспрестанно идут(как?)…
холодные дожди (какие?)… дожди
земля сырая земля (какая?)…
Составь предложение со словами…..
Слайд 15На этапе обобщения прочитанного
решается задача развития связной речи учащихся. Одновременно
в реализации этой задачи – подготовка детей к созданию связных
высказываний, а затем различные виды связанных высказываний: пересказ текстов, устные характеристики персонажей, различные описания, рассуждения, собственные рассказы учащихся.
Слайд 16Недостатки словарной работы
Отсутствие разнообразия приемов объяснения слов возрасту детей.
Так, наиболее
часто используется приемы наглядного объяснения значения слова, словотолкование, объяснение синонимов.
Значительно реже применяется объяснение слова с помощью его морфологического разбора, подведения под родовое или видовое понятие и др.
Слайд 17Трудности словарной работы на уроках чтения
I группа – ошибки на
смешение слов по сходству в звуковом составе (землянка – земляника)
II
группа – неправильное восприятие слова в связи с непониманием его грамматического оформления (бросился – бросил)
III группа – понимание переносного значения слова в буквальном смысле (оборвалось в груди)
IV группа – непонимание предложения в связи с непониманием синтаксического оформления текста.
V группа – понимание слова лишь в одном значении, которое было известно ранее.
Слайд 18Литература
О.А. Красильникова «Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного
чтения».
Учебно-методическое пособие Санкт-Петербург 2005
А.Г. Зикеев «Развитие реи слабослышащих
учащихся» М., «Педагогика»,1976.
Н.В. Краснощекова «В мире неуслышанных звуков». Практическая копилка сурдопедагога. Ростов н/Д: Эдэлника, 2008.
Р.М. Боскис «Учителю о детях с нарушениями слуха». Москва «Просвещение» 1975
А.Ф. Понгильская «Обучение глухих детей русскому языку (I-IV классы). Москва 1963.
К.В. Комаров «Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей». Москва ОНИКС 21 век 2005