Слайд 1Разум и чувства
Разработка учителя русского языка и литературы
Ведищевой Ирины Валентиновна
Источник:
материалы Интернета
Слайд 2"Должен ли человек жить, повинуясь чувствам?"
Слайд 3Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам
и явлениям действительности.
Слайд 4 Для многих людей чувства — это их личное дело,
о котором не говорят открыто. Поэтому от чувств часто отмахиваются
как от «душевного хлама», который не заслуживает внимания. Считается, что свои чувства лучше скрывать, поскольку они возникают как «побочный продукт» психической жизни.
Слайд 5 Есть и другая точка зрения. В соответствии с ней
чувство рассматривается как внутреннее переживание, возникающее в результате внешнего воздействия — подобно
волнам от брошенного в воду камня. Для таких людей чувство является не «своим», а неким чужим телом, подобным «камешку в ботинке». Отсюда появляется стремление избавиться от чувств сразу же, как только они возникнут.
Слайд 6"Должен ли человек жить, повинуясь чувствам?"
Слайд 7Вступление
Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? На мой взгляд, однозначного
ответа на этот вопрос не существует. В одних ситуациях следует
прислушиваться к голосу сердца, а в других ситуациях, напротив, не следует поддаваться чувствам, нужно прислушаться к доводам разума. Рассмотрим несколько примеров.
Должен ли человек жить, повинуясь чувствам? «Люди живут чувствами», – утверждал Эрих Мария Ремарк, но тут же добавлял, что для того, чтобы осознать это, необходим разум. Так жить только чувствами или анализировать их и подчинять разуму? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь.
Слайд 8Основная часть. Аргументы.
Так, в рассказе В.Распутина «Уроки французского» говорится об
учительнице Лидии Михайловне, которая не смогла остаться равнодушной к бедственному
положению своего ученика. Мальчик голодал и, чтобы добыть денег на стакан молока, играл в азартные игры. Лидия Михайловна пыталась приглашать его к столу и даже прислала ему посылку с продуктами, но герой отверг ее помощь. Тогда она решилась на крайние меры: сама стала играть с ним на деньги. Конечно, голос разума не мог не говорить ей, что она нарушает этические нормы отношений между учителем и учеником, преступает границы дозволенного, что за это ее уволят. Но чувство сострадания взяло верх, и Лидия Михайловна нарушила общепринятые правила поведения учителя ради того, чтобы помочь ребенку. Писатель хочет донести до нас мысль, что «чувства добрые» оказываются важнее разумных норм.
Слайд 9Основная часть. Аргументы.
Однако порой случается так, что человеком владеют негативные
чувства: гнев, обида. Охваченный ими, он совершает плохие поступки, хотя,
конечно же, разумом сознает, что творит зло. Последствия же могут быть трагическими. В рассказе А. Масс «Ловушка» описывается поступок девочки по имени Валентина. Героиней испытывает неприязнь по отношению к жене брата Рите. Это чувство настолько сильно, что Валентина решает устроить невестке ловушку: вырыть ямку и замаскировать ее, чтобы Рита, наступив, упала. Девочка не может не понимать, что совершает дурной поступок, но чувства берут в ней верх над разумом. Она осуществляет свой замысел, и Рита попадает в приготовленную ловушку. Только вдруг выясняется, что она была на пятом месяце беременности и в результате падения может потерять ребенка. Валентина в ужасе от содеянного. Она не хотела никого убивать, тем более ребенка! «Как мне жить дальше?» -вопрошает она и не находит ответа. Автор подводит нас к мысли, что нельзя поддаваться власти негативных чувств, ведь они провоцируют на жестокие поступки, о которых потом придется горько сожалеть.
Слайд 10Основная часть. Аргументы.
На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств
и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее
Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.
Слайд 11Основная часть. Аргументы.
Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться
с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.
Слайд 12Заключение
Думаю, человек может повиноваться чувствам, если они добрые, светлые;
негативные же ему следует обуздывать, прислушиваясь к голосу разума. Только
«золотая середина» позволит человеку жить в гармонии и с самим собой, и с окружающими.
Слайд 13Заключение
Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только
лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная,
тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».