Разделы презентаций


Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте

Содержание

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ
В

помощь ученику при анализе текста
Автор работы
Торяник Я.А
учитель русского языка

и литературы
МОУ СОШ с. Адо-Тымово
Сахалинской области
РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ      В помощь ученику при анализе текстаАвтор

Слайд 2ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ,

ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Слайд 3ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:
фонетика
лексика
фразеология
морфология
словообразование
синтаксис

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА  ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ:фонетика лексикафразеология морфологиясловообразованиесинтаксис

Слайд 4 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
ассонанс
аллитерация

Придают речи особую наглядность и изобразительность,

способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора

или лирического героя
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче

Слайд 5ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ
И веют древними поверьями

Ее упругие шелка.

(А.Блок)
(Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.)

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин)
(В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит

ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ И веют древними поверьями         Ее

Слайд 6 ВЫВОД:

звуки
И, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости;
А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;
Я – приятность, увеселение, нежность;
О –звук восторга, огромного, темного, долгого
У, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;
Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;
Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;
Н – нежное, небо, ночь;
Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьма
М – милое, мягкое, мать, море
ВЫВОД:

Слайд 7ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
синонимы
антонимы
омонимы
фразеологизмы
стилистически окрашенная лексика
лексика ограниченного употребления

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИсинонимыантонимыомонимыфразеологизмыстилистически окрашенная лексикалексика ограниченного употребления

Слайд 8СИНОНИМЫ
Позволяют уточнять мысль и передавать ее

различные смысловые оттенки
Более глубоко раскрывать тот или иной признак
Его

хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф)
СИНОНИМЫ Позволяют уточнять мысль и передавать    ее различные смысловые оттенки Более глубоко раскрывать тот

Слайд 9АНТОНИМЫ
Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.
Богатство и бедность,

старость и молодость, красота и безобразие – это и было

то, о чем говорится в сказках
АНТОНИМЫ Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче.Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие –

Слайд 10ОМОНИМЫ
Используются для усиления выразительности и экспрессии речи;
Для создания выразительности

комического характера
1.Ты белых лебедей кормила,
откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)
2. «Прислушиваться

к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили.
ОМОНИМЫИспользуются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности комического характера1.Ты белых лебедей кормила,откинув тяжесть черных

Слайд 11ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;
создать нужную стилистическую

тональность;
более ярко выразить отношение к сообщаемому,
передать авторские чувства

и оценки

Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.
Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫИспользование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;создать нужную стилистическую тональность; более ярко выразить отношение к сообщаемому,

Слайд 12СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА
Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;
Служит средством

речевых характеристик героев;
Служит средством передачи авторских эмоций и оценок.
И Бога

глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли..»
А. Пушкин
Внучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!
Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев
СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;Служит средством речевых характеристик героев;Служит средством передачи авторских эмоций

Слайд 13ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени,

местности;
Для выражения авторских оценок, чувств;
Для создания иронического эффекта
«Лепота!»-молвил царь.
«Удались,

бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» Шолохов
Он вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой.
ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯДля усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;Для выражения авторских оценок, чувств;Для создания иронического

Слайд 14ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Формы глаголов настоящего времени
Форма повелительного наклонения
Формы

множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при

отсутствии подлежащего
Глаголы повелительного наклонения
Использование в тексте преимущественно слов какой-то части речи
Использование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)
Использование окказионализмов
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯФормы глаголов настоящего времениФорма повелительного наклоненияФормы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм

Слайд 15ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Актуализируют прошедшие события и делают их

более наглядными
Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько

стоят.
ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Актуализируют прошедшие события и делают их более нагляднымиТолько выхожу от мирового, глядь –

Слайд 16ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности
…И как судьба

меня не хлопай,
Я устремлен душою всей

К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин)
ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности…И как судьба меня не хлопай,   Я устремлен

Слайд 17ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА

ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО
Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному

как неопределенное.

Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили.

ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГОАктуализируют действие и придают особую

Слайд 18 ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ
Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста
Молчи, скрывайся и

таи
И чувства, и мечты свои… Тютчев

ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯУсиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и таи  И чувства, и мечты

Слайд 19ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИ
Передается напряженное состояние

героя
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья…

А. Фет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ  КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИПередается напряженное состояние героя Шепот, робкое дыханье,  Трели

Слайд 20ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК
для усиления образности и изобразительности текста

и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания

значимости действия или его субъекта
- для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных)

Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом

Слайд 21ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ
- для создания речевых характеристик героя в той

или иной стилистической тональности текста
- для индивидуализации или, наоборот, обобщения,

типизации сообщаемого

Я думал – ты всесильный Божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
В.Маяковский

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста- для индивидуализации

Слайд 22 ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения
- Знаки препинания
-

Авторские знаки препинания

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСАВопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания- Авторские знаки препинания

Слайд 23ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Используются для усиления авторской

мысли, выражения авторской позиции, создания образности
-подчеркивают и усиливают авторские мысли,

оценки и эмоции

Зачем притворяешься ты
То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности-подчеркивают и

Слайд 24 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
- способны передавать самые разные оттенки мыслей и

чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие),

радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование.

По холмам – круглым и смуглым,
Под лучом – сильным и пыльным,
Сапожком – робким и кротким –
За плащом – рдяным и рваным.
М. Цветаева

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ- способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или

Слайд 25ВЫВОД:
арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и

тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной,

ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.
ВЫВОД:арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь,

Слайд 26РЕФЛЕКСИЯ
Я вспомнил, что…
Я понял…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
Нужно выучить…

РЕФЛЕКСИЯЯ вспомнил, что…Я понял…Было интересно…Особенно понравилось…Вызвало затруднение…Было сложно…Нужно выучить…

Слайд 27Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика