Слайд 1МКОУ СОШ с.п.п. Звёздный Чегемского района КБР
Русская народная сказка
«По щучьему
велению»
Выполнила: Калайтанова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
2013
Сказка – ложь,
да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
Слайд 2
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…
Начало чего прозвучало?
Желая осмыслить известные человеку с детских лет занимательные истории о
том, как лиса училась у журавля летать, как шла далёкими лесными дорогами девица Марья к жениху Финисту, как ковёр-самолёт служил Ивану-царевичу, человек задаёт вопрос:
« Что такое сказка?»
Цели урока:
продолжить знакомство со сказкой как фольклорным жанром, уметь находить приёмы художественной выразительности , богатство смысла сказки. Дать представление о том, как пересказывается народная сказка.
Словарная работа:
Сказка (казка, байка, побасенка), сказочник (бахарь), собиратель сказок.
Задание: подберите однокоренные слова к слову «сказка». Можно ли считать слова «сказка» и «рассказ» синонимами.
Там чудеса…
Слайд 3 Вопрос
Сказку легко выделить среди
других произведений устного народного творчества. Но иногда создаётся ошибочное впечатление,
мол, сказка – пустяк, достойный занять лишь пустое воображение; «сказка-складка», «сказка - врака». Но если сказка только плетение словес, игра ума, чистая фантазия, откровенная неправда, то почему сказочный вымысел, буйство воображения занимают людей многие столетия?
Ответ
Крупнейшие русские писатели – от Пушкина до Горького – единодушно отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приёмы художественной выразительности, стремились удержать в собственном творчестве высоту полёта, богатство вымысла сказок. Сказки подчинили себе время. В каждую эпоху они живут своей жизнью.
Власть над временем
Слайд 4Откуда у сказок такая
власть над временем?
2. Назовите приметы
сказки.
3.Назовите сказочные
«премудрости».
4. Назовите виды сказок
1. Выражаемая в сказке мысль
принадлежит народу.
2. Вымысел, занимательность, поучительность.
3. Присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты.
4. О животных, бытовые, волшебные
Подумай - ответь
Слайд 5Расскажите о волшебных сказках
Волшебные сказки – образец слияния вымысла и
того серьёзного, что проглядывает сквозь их узорный склад. Сказки не
знают непоправимых несчастий.
Есть чудесные обереги – кольцо, топор, платок, огонь, палка.
Положительные герои – Иван-дурак, Марья Моревна, Емеля.
Чудесные силы, помощники – конь, лягушка, щука.
Чудесные предметы – скатерть-самобранка, дубина-самобойка, гусли-самогуды.
Дать определение сказки
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Волшебные сказки
Слайд 6Кто автор сказок?
Как сказки дошли до нас?
Как читать сказки?
Талантливый сказочник – это знаток сказок, соавтор и настоящий
актёр одновременно
Памятка
«Как рассказывать сказку»
Рассказывай медленно , плавно.
Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, повторы слов, постоянные эпитеты, сказочное число «три».
- Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется. Повторяется трижды, развивается по нарастающей.
- Начинай с присказки, заверщай концовкой.
Расскажу тебе я сказку
Слайд 7Было у отца три сына
Жил-был старик. Было у него три
сына:
двое умных,третий –дурачок. Братья
работают, а Емеля целый день на печке,
знать
ничего не хочет.
Сходи, Емеля, за водой, а то братья с
базара воротятся, гостинцев тебе не
привезут.
Ну, ладно.
Слайд 8Вот так улов!
Слез Емеля с печки, взял вёдра да топор
и
пошёл на речку. Прорубил лёд и
увидел там щуку. Изловчился и
ухватил
Щуку.
- Вот уха будет сладка!
Слайд 9Исполню любое желание…
Вдруг щука говорит ему человечьим
голосом:
Емеля, отпусти меня в
воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
На что ты мне пригодишься?
Нет,
понесу тебя домой, велю невесткам уху
сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
Отпусти меня в воду, я тебе сделаю
всё, что на пожелаешь.
- Ладно, только сначала покажи, что не
обманываешь меня, тогда отпущу.
Слайд 10«По щучьему веленью, по моему хотенью…»
-Емеля, скажи – чего ты
сейчас хочешь?
-Хочу, чтобы вёдра сами пошли домой и
вода бы не
расплескалась…
Запомни мои слова: когда что тебе
Захочется – скажи только: «По щучьему
веленью, по моему хотенью».
Емеля и говорит:
-По щучьему веленью, по моему хотенью
– ступайте, вёдра, сами домой…
Только сказал – вёдра сами и пошли в гору.
Емеля пустил щуку в прорубь.
Идут вёдра по деревне, народ дивится, а
Емеля идёт сзади, посмеивается. Зашли
вёдра в избу и сами стали на лавку, а Емеля
полез на печь.
Слайд 11Как Емеля дрова колол…
Прошло много ли, мало
ли времени –невестки говорят ему:
- Емеля,
что ты лежишь? Пошёл бы дров нарубил.
- Неохота…
- Не нарубишь дров, братья гостинцев тебе не привезут.
Вспомнил Емеля про щуку и потихоньку говорит:
-По щучьему веленью, по моему хотенью поди,топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь…
Топор выскочил из-под лавки – и на двор. И давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.
Слайд 12Ступайте, сани, в лес …
Много ли, мало ли времени прошло
-невестки
опять говорят:
Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес,
наруби.
А он им с печки:
Да вы-то на что? Мне неохота…
Не будет тебе подарков.
Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял верёвку и топор и сел в сани.
- Бабы, отворяйте ворота!
- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?
- Не надо мне лошади. По щучьему веленью, по моему хотенью – ступайте, сани, в лес…
Сани сами и поехали в ворота, да так быстро
на лошади не догнать.
Слайд 13Ну-ка, дубинка, обломай им бока…
А в лес-то при шлось ехать
через город, и тут
он много народу помял, подавил. Народ кричит:
«Держи
его! Лови его!» А он, знай, сани погоняет.
Приехал в лес:
По щучьему веленью, по моему хотенью –
топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки
сами валитесь в сани, сами вяжитесь…
Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку,
сел на воз и велел саням везти его домой.
А его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с
возу, ругают и бьют. Видит он, что дело плохо:
По щучьему веленью, по моему хотенью – ну-ка, дубинка, обломай им бока.
Дубинка выскочила и давай колотить. Народ
кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на
печь.
Слайд 14Я повезу тебя к царю…
Услышал царь об Емелиных проделках и
посылает
за ним офицера – его найти и
привезти во дворец.Приезжает офицер
в ту деревню и спрашивает:
Ты – дурак Емеля?
А тебе на что?
-Одевайся скорее, я повезу тебя к царю.
А мне неохота…
Рассердился офицер и ударил его по щеке.
А Емеля потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью –
дубинка, обломай ему бока…
Дубинка выскочила – и давай колотить
офицера – насилу ноги унёс.
Слайд 15Вельможа у Емели
Посылает царь своего вельможу:
-Привези ко мне во дворец
дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил вельможа изюму,
черносливу, пряников приехал в ту деревню и стал
спрашивать у невесток, что любит Емеля.
Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят.
Вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
-Емеля, поедем к царю, у царя тебя будут хорошо кормить, - пожалуйста, поедем.
-А мне неохота.
-Емеля, тебе царь красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Ну, ладно, ступай ты вперёд, а я за тобой вслед буду.
Слайд 16Царь и Емеля
-По щучьему веленью, по моему хотенью –
ну-ка, печь, поезжай к царю.
Тут в избе углы затрещали, крыша
зашаталась, стена вылетела, и печь
сама пошла по улице прямо к царю. Царь глядит в окно, дивится:
Это что за чудо?
А это Емеля на печи у тебе едет.
Вышел царь на крыльцо:
Что-то, Емеля, на тебя много
жалоб. Ты много народу подавил.
- А зачем они под сани лезли?
Слайд 17Пусть царская дочь меня полюбит…
В это время
в окно на него глядела царская дочь Марья царевна. Емеля
увидел её в окошке и говорит потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью – пускай царская дочь меня полюбит. Ступай, печь, домой.
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит полёживает.
Слайд 18Емелю и Марью
царевну посадили в бочку
А у
царя в доме крик да слёзы. Марья царевна по
Емеле скучает, не может
жить без него, просит отца, чтобы выдал он её за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять вельможе:
-Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мёртвого, а т о голову с плеч сниму.
Накупил вельможа вин сладких да разных закусок и поехал Емелю потчевать. А Емеля напился, наелся, захмелел и лёг спать. Вельможа положил его в повозку и повёз к царю. Царь велел прикатить большую
бочку. В неё посадили Емелю и Марью царевну, засмолили и бросили в море.
Слайд 19Каменный дворец с золотой крышей
Проснулся Емеля, видит – темно и
тесно.
- Где же это я? Ты кто?
-Я Марья-царевна . Емелюшка,
нас в бочку
посадили, бросили в синее море.
-По щучьему веленью, по моему хотенью –
Ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег,
на жёлтый песок.
Ветры буйные подули. Море взволновалось, бочку
выкинуло на сухой берег. Емеля и
Марья-царевна вышли из неё.
_ Емелюшка, где же мы будем жить. Построй
какую ни на есть избушку.
-По щучьему веленью, по моему хотенью –
выстройся, каменный дворец с золотой крышей.
Только он сказал – появился каменный дворец.
Кругом - зелёный сад: цветы цветут и птицы поют.
Марья-царевна и Емеля вошли во дворец и сели у
окошечка.
Слайд 20Писаный красавец
-Емелюшка, а нельзя тебе
красавчиком стать?
-По щучьему веленью, по
моему
хотенью - стать мне добрым
молодцем, писаным красавцем.
И стал Емеля
таким, что ни в
сказке сказать ни пером описать.
Слайд 21Царь в гостях у Емели
А в ту
пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец,
где раньше ничего не было.
-Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает:
-Просите царя в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведёт во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьёт и не надивится:
-Ктоже ты такой, добрый молодец?
Слайд 22Я тот самый Емеля!
- А помнишь дурачка Емелю-
как приезжал к тебе на печи, а ты велел его
со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я тот самый Емеля. Захочу – всё твоё царство пожгу т разорю
Слайд 23Тут и сказке конец!
Царь сильно испугался, стал
прощенья просить:
- Женись на моей дочери, Емелюшка,
бери моё царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Слайд 24Перескажите сказочный зачин и представление героев.
Как мы определили, что перед
нами не рассказ, а сказка?
Какое событие повторяется трижды?
Чем отличаются друг
от друга повторяющиеся события?
Укажите черты, определяющие поэтику волшебной сказки
Словесные формулы…
Троекратные повторы…
Приём замедления – ретардация…
Постоянные эпитеты…
Присказка…
Концовка…
«Что за прелесть – эти сказки!»
( А.С.Пушкин)
Слайд 26Домашнее задание:
сочините волшебную сказку