Слайд 2 1 января 1700 г. по указу Петра I
неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и нового
века». При активной поддержке Петра создавалась и новая светская литература. Время требовало дел. Подобно «работнику на троне», каждый обязан был трудиться на пользу обществу и государству. Словесность могла быть полезна, когда она прославляла успехи государства и разъясняла политику правительства.
Слайд 3Какими предстают выдающиеся политические деятели XVIII столетия – Пётр I
и Екатерина II – в произведениях А.С.Пушкина («Медный всадник», «Капитанская
дочка»)? Воплощением какой государственной идеи они являются?
Идеи абсолютной монархической власти. Пётр, ратуя о преобразованиях в России, всё подчинил своей воле. Кажется, лишь его властного взгляда достаточно, чтобы «в гранит оделася Нева». Екатерина II в повести А.С.Пушкина оказывает милость Гринёву и Маше Мироновой, принимая решение единовластно, отменяя тем самым решение суда.
Слайд 4А.Н.Радищев назвал XVIII столетие, с одной стороны, «безумным», а с
другой стороны – «мудрым». Как вы думаете, почему?
Кровопролитные
войны, жестоко подавленное восстание Пугачёва, усиление крепостничества – с одной стороны; создание первого русского университета, культ науки и просвещения, преобразования в государственной жизни России – с другой.
Слайд 5Назовите известных вам деятелей литературы
XVIII века.
Слайд 7Задача – записать по ходу лекции основные тезисы в соответствии
с каждым пунктом плана.
Форма записи:
Слайд 9 Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства,
одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона. Частный интерес подчинён
в классицизме государственному, чувства – долгу.
Слайд 10 Подобно тому, как общество делится на сословия,
жанры произведений литературы, по представлениям классиков, должны делиться на «высокие»
и «низкие».
«Высокие» изображают великие исторические события и великих деятелей – королей, полководцев, вельмож. «Высокие» жанры: трагедия, эпическая поэма, ода.
«Низкие» развивают темы личной жизни. Их герои – буржуа, торговцы, ремесленники. «Низкие» жанры: комедия, лирическое стихотворение, роман.
Слайд 11 Понятие прекрасного в искусстве классицизма связано с
симметрией и гармонией. Это отражалось и в правилах поведения людей
светского общества: бурное выражение чувств почиталось в XVIII столетии неприличным и воспринималось как признак низкого происхождения или дурного воспитания. Проявление даже самых сильных страстей должно было быть подобно глубоким водам, заключённым в гранитные берега.
Слайд 12 В драматургии господствовало требование трёх единств:
- места (должно было быть одно место действия);
-
времени (действие разворачивалось в течение 24 часов);
- действия (выделялся один основной сюжет, не было побочных коллизий и персонажей).
Слайд 13 Трагедия («высокий» жанр) была призвана вызвать ужас
и сострадание путём изображения борьбы между долгом и страстью в
душах сильных людей, грандиозного столкновения страстей, государственных переворотов.
Задача комедии («низкого» жанра) – исправление нравов при помощи осуждения бытовых пороков, одному из которых и посвящалась пьеса. Так, великий французский писатель Мольер осмеял скупость в комедии «Скупой», лицемерие в «Тартюфе», развращённость – в «Дон-Жуане». Соответственно и внутри комедии каждый персонаж являлся воплощением какой-нибудь одной черты.
Слайд 152) 60-е гг.- конец XVIII в.
На первый
план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают
личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства.
3) конец XVIII в.- начало XIX в.
Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Слайд 16 Классицизм оставил заметный след в культуре наших дней
как в области литературы (творения Корнеля, Мольера, Фонвизина, Крылова, Ломоносова),
так и в других сферах искусства. В Москве в классическом стиле построены целые усадебные ансамбли – Кусково, Останкино, Архангельское, в Петербурге – дворцы и парки Царского Села, Ломоносова, Павловска. Культуре классицизма принадлежит живопись Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова.