Устное народное творчество - фольклор.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта.
Он сопровождал первую пахоту
и уборку последнего снопа в поле,
молодежные гулянья
и рождественские или троицкие обряды,
крестины и свадьбы.
Слово фольклор в буквальном переводе с английского folklore означает народная мудрость.
Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским учёным В. Томсом.
Песня – быль. В ней - невыдуманное чувство тоски по родине,
горечь разлуки с любимым и радость встречи,
память о войнах и походах и другое.
Весенне-летние праздники.
Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния.
Егорьев день – 23 апреля.
Русальская неделя – седьмая неделя после Пасхи.
Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
Иван Купала – 24 июня.
Петров день – 29 июня.
* Все даты даны по старому стилю
Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью.
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!.
Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками
Песни, сулящие счастье и богатство.
Нивка узенька, снопики частеньки.
Ой люли!
Мы кому споём – и тому добро,
Кому вынется, тому и справдится,
Тому справдится, не минуется.
Сидит на перине, считает полтины.
Кому поем, тому сбудется, не минуется.
Песни, сулящие свадьбу.
Идут сваты богатые.
Лады!
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поём, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется!
Пала иголочка во ящичок.
Кому поём, тому с добром.
Кому сбудется, не минуется.
Песни,
сулящие бедность, болезнь.
Заехали в ухаб,
не выехать никак.
Кому сбудется, не минуется.
Идёт свинья из Питера,
Вся шильём истыкана.
Кому сбудется,
да не минуется.
Первое упоминание о масленице
- 16 век.
К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели.
Развлечения на Масленицу:
угощение блинами
катание с гор
скоморошьи балаганы
подвесные качели
катание на лошадях
кулачные бои
взятие снежных городков
Троица
(50-й день после Пасхи)
Девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе.
Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание.
Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться.
В песне «Во поле березка стояла» поётся:
Я пойду, пойду погуляти
Белую берёзу заломати…
Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти
Стану я старого будити
Встань ты мой старый проснися
Люли люли проснися
Люли люли проснися
Борода седая пробудися
Вот тебе помои умойся
Люли люли умойся
Люли люли умойся
Вот тебе рогожа утрися
Вот тебе лопата помолися
Люли люли помолися
Люли люли помолися
Величальные (свадебные)
Причитания-плачи
Рекрутские песни
Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной,
девичьей жизни.
Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…
О женихе пелось:
Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…
В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:
Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.
Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.
Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:
Не дай Господи
на сем да на белом свете
Уже жить да
в грозной службе государевой:
Как еденьице
солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им
– водушка со ржавушкой…
Лирические песни по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни.
В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма, и как стихи текст песни не воспринимается.
Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.
См. в учебнике – стр.8-10
Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».
Возникли во время борьбы с татаро-монгольским игом
В исторических песнях упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица.
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ
Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.
Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:
Старину я вам скажу стародавнюю
Про царя было про Ивана про Васильевича.
Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,
Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.
Государево сердечко рассердитовалось,
Приказал он пушкарев казнить-вешать.
Выбиралися в полку люди умные,
Люди умные, люди разумные:
"Ох, гой еси, государь-царь Иван Васильевич!
Не приказывай, государь, казнить-вешати,
Прикажи ты, государь-царь, слово выговорить:
На ветру свеча скоро топится,
В захолустье свеча долго теплится".
Не успел же государь-царь слово выговорить,
Еще начало же Казань-город рвати,
Рвать-порывать, на все стороны кидать,
Татарок-казанок в реку всех бросать.
Поклонился он народу,
Помолился на собор,
И палач в рубашке красной
Широко взмахнул топор.
«Ты прости, народ крещеный,
Ты прости-прощай, Москва».
И скатилась с плеч казацких
Удалая голова.
Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров
(1729(1729-1800)
Великий русский полководец, не
потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть