Разделы презентаций


Русские народные песни 8 класс

Содержание

Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества. Устное народное творчество - фольклор.Фольклор был неотъемлемой

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русские народные песни
Учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия № 2» г. Кимры Тверской обл. Панина

С. А.
Русские народные песниУчитель русского языка и литературы     МОУ «Гимназия № 2»  г.

Слайд 2Сказки и песни – два распространенных
на протяжении

многих веков
жанра
устного
народного

творчества.


Устное народное творчество - фольклор.
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта.
Он сопровождал первую пахоту
и уборку последнего снопа в поле,
молодежные гулянья
и рождественские или троицкие обряды,
крестины и свадьбы.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского folklore означает народная мудрость.
Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским учёным В. Томсом.


Сказки и песни  – два распространенных   на протяжении многих веков  жанра

Слайд 3Сказки и песни – два распространенных на протяжении многих веков

жанра устного народного творчества.
Но сказка – «ложь», выдумка, красивое

воплощение мечты, где герой всегда заслуженно награждается за силу и ловкость, ум и смекалку, доброе сердце и верность.

Песня – быль. В ней - невыдуманное чувство тоски по родине,
горечь разлуки с любимым и радость встречи,
память о войнах и походах и другое.

Сказки и песни  – два распространенных на протяжении многих веков жанра устного народного творчества.  Но

Слайд 4
Какие бывают песни?

См. учебник-стр.6-8
Народные песни
Календарные
Лирические
шуточные
любовные
семейные
Обрядовые
причитания-плачи
свадебные
причитания
Исторические

Какие бывают песни? См. учебник-стр.6-8Народные песниКалендарныеЛирическиешуточныелюбовныесемейныеОбрядовыепричитания-плачисвадебные причитанияИсторические

Слайд 5Календарно-обрядовые песни
Все важные моменты в жизни человека, от рождения до

смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами,

и почти при всех обрядах исполнялись песни.
Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

Календарно-обрядовые песниВсе важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в

Слайд 6Календарь праздников
Зимние праздники.
Зимние святки – с 25 декабря по

6 января.*
Рождество – 25 декабря.
Святые вечера – с 25 декабря

по 1 января.
Страшные вечера –с 1 по 6 января.
Крещение – 6 января.
Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.



Весенне-летние праздники.
Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния.
Егорьев день – 23 апреля.
Русальская неделя – седьмая неделя после Пасхи.
Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
Иван Купала – 24 июня.
Петров день – 29 июня.

* Все даты даны по старому стилю

Календарь праздниковЗимние праздники. Зимние святки – с 25 декабря по 6 января.*Рождество – 25 декабря.Святые вечера –

Слайд 7 Календарные песни
Поэтому и исполнять их

начинали с рубежа старого и нового года, на Святки, длящиеся

12 дней между праздниками Рождества и Крещения Господня.
Все эти дни по дворам ходили процессии ряженых. Наряжались животными ( козой, конем, медведем), стариками и старухами (часто ещё и мужчина представлял женщину, и наоборот), порой просто надевали шубы мехом наружу, а лица прятали под страшными масками или мукой, сажей.

Календарные обряды должны были обеспечить урожайный год, который принесёт благополучие и радость в каждую семью.

Календарные песни    Поэтому и исполнять их начинали с рубежа старого и

Слайд 8Колядки – особые величальные песни, исполнявшиеся во время зимних святок.
Ряженые

ходили от избы к избе и пели под окнами или

в домах колядки,прославляя Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения.
Песни адресовались либо всей семье (всему двору) , либо отдельно хозяину или хозяйке, были специальные песни для жениха и для девушки-невесты.
В песне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах часто: Таусень) – существ, похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенём, и приходят “три братца” - Рождество, Крещенье и Васильев день.
Коляда и Овсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья.
Колядки – особые величальные песни, исполнявшиеся во время зимних святок.Ряженые ходили от избы к избе и пели

Слайд 9
Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря.
Колядки исполнялись детьми

или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала

Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!.

Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря.Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду.

Слайд 10
Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко!

Хозяева дома

одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками



Если хозяева скупились,

то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами, например:

Не дашь пирога —
Мы корову за рога.
Не дашь кишку —
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка —
Мы хозяина в пинка.
Коляда, коляда!Подавай пирога,Блин да лепешкуВ заднее окошко!Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями,

Слайд 11Описание такого обряда мы можем встретить в повести Н.В. Гоголя

“Ночь перед Рождеством”.

Описание такого обряда мы можем встретить в повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.

Слайд 12Святки. Гадания. Песни святочных гаданий
Людей всегда интересовало, что их ожидает

в будущем. Чтобы узнать это, наши предки прибегали к гаданиям.
Гадания

были разные, их было много. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями.
Песни святочных гаданий предвещали судьбу: богатство или бедность, скорую свадьбу или вечное девичество, удачное или неудачное замужество, разлуку, дальнюю дорогу, смерть

Песни, сулящие счастье и богатство.
Нивка узенька, снопики частеньки.
Ой люли!
Мы кому споём – и тому добро,
Кому вынется, тому и справдится,
Тому справдится, не минуется.
Сидит на перине, считает полтины.
Кому поем, тому сбудется, не минуется.

Песни, сулящие свадьбу.

Идут сваты богатые.
Лады!
Один сват в лаптях,
А другой в сапогах.
Кому поём, тому с добром,
Кому сбудется, не минуется!
Пала иголочка во ящичок.
Кому поём, тому с добром.
Кому сбудется, не минуется.

Песни,
сулящие бедность, болезнь.

Заехали в ухаб,
не выехать никак.
Кому сбудется, не минуется.
Идёт свинья из Питера,
Вся шильём истыкана.
Кому сбудется,
да не минуется.

Святки. Гадания. Песни святочных гаданийЛюдей всегда интересовало, что их ожидает в будущем. Чтобы узнать это, наши предки

Слайд 13Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны.

Восьмая неделя перед Пасхой
Последним зимним и первым весенним праздником была

Масленица.
На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом.
Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.
Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне,
играли во взятие снежного городка,
устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.
На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»
Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны.   Восьмая неделя перед Пасхой Последним зимним и

Слайд 14А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром

гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Первое упоминание о масленице
- 16 век.
К масленице начинали готовиться с середины предшествующей недели. Хозяйки наводили чистоту, закупали продукты, пекли блины. Строили ледяные горки, снежные крепости, городки, качели.

Развлечения на Масленицу:
угощение блинами
катание с гор
скоморошьи балаганы
подвесные качели
катание на лошадях
кулачные бои
взятие снежных городков

А мы Масленицу повстречали, Повстречали, душа, повстречали. На горушке побывали, Побывали, душа, побывали. Блином гору выстилали, Выстилали,

Слайд 15Как на масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог-
Все

летело под порог!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было

нам,
Весело было нам!
Прошла Маслена,
Кончилось гулянье,
Идем теперь
На отдыханье!


Как на масленой неделеСо стола блины летели,И сыр и творог-Все летело под порог!Как на масленой неделеИз печи

Слайд 16Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну

нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением

ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

– Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.


Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что

Слайд 17Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла
Люли люли

стояла
Люли люли стояла
Некому березу заломати
Некому кудряву заломати

Люли люли заломати
Люли люли заломати
Я ж пойду погуляю
Белую березу заломаю
Люли люли заломаю
Люли люли заломаю
Срежу с березы три пруточка
Сделаю три гудочка
Люли люли три гудочка
Люли люли три гудочка
Четвертую балалайку
Четвертую балалайку
Люли люли балалайку
Люли люли балалайку

Троица
(50-й день после Пасхи)

Девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе.

Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание.
Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться.
В песне «Во поле березка стояла» поётся:
Я пойду, пойду погуляти Белую берёзу заломати…

Пойду на новые на сени
Стану в балалаечку играти
Люли люли играти
Люли люли играти
Стану я старого будити
Встань ты мой старый проснися
Люли люли проснися
Люли люли проснися
Борода седая пробудися
Вот тебе помои умойся
Люли люли умойся
Люли люли умойся
Вот тебе рогожа утрися
Вот тебе лопата помолися
Люли люли помолися
Люли люли помолися

Во поле береза стояла Во поле кудрявая стояла Люли люли стояла Люли люли стояла Некому березу заломати

Слайд 18Обрядовые песни




На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста
Без

белил … белешенька,
Без румян щечки алые,
Без сурьмил брови

черные.
Жених
На коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

Величальные (свадебные)


Причитания-плачи

Рекрутские песни

Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной,
девичьей жизни.
Все прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…
О женихе пелось:
Вот он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Обрядовые песни На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста Без белил … белешенька, Без румян щечки алые,

Слайд 19
СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ
возникли в

солдатской среде.
Возникновение солдатских песен в России относится

к XVIII в.
Глубокой грустью проникнуты песни
о трудном солдатском ученье, тяжелых походах.
Вдоль по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
“Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!”
Из солдатской песни «Что
победные головушки солдатские…»
Что не грозная туча подымалася,
Что не чёрные облака сходилися,
Что подымался выше облак чёрныё дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не алое сукно в поле заалелося,
Заалелася тут кровь солдатская…


Говоря о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами — сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой на возвращение.
Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи
на сем да на белом свете
Уже жить да
в грозной службе государевой:
Как еденьице
солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им
– водушка со ржавушкой…




СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ       возникли в солдатской среде.   Возникновение солдатских песен

Слайд 20 Традиционные лирические песни
Песни пелись не только в

связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках,

за повседневной работой.
Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими.
Каждый исполнитель
пел о себе, вкладывая
свою душу.

Лирические песни по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни.
В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма, и как стихи текст песни не воспринимается.
Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

См. в учебнике – стр.8-10

Традиционные лирические песни   Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто

Слайд 21 К лирическим песням относят не только грустные и

протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые.
Праздники не обходились без

хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором.
Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия

Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

К лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые, шуточные, плясовые. Праздники

Слайд 22 Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся

исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это

и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич.

Возникли во время борьбы с татаро-монгольским игом
В исторических песнях упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица.


РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ

Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.

Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван

Слайд 2316 век.
Песни об
Иване Грозном

Еще как государь-царь Казань-город брал.

Он в овражке простоял - он и кашку расхлебал.


Он в другом постоял - он другую расхлебал,
Он подкопы копал под Казанку-реку,
Он подвод подводил под Казань-город,
Он подкатывал бочки, бочки дубовые
Как со лютым со злым черным порохом,
Затеплял же он свечу воску ярого.
Татарки-казанки, на стене они стояли,
На стене они стояли, жопы показали:
"Еще вот те, государь-царь, Казань-город взять!"


Эпизод с пушкарями, на которых разгневался Иван Васильевич, присутствует во многих песнях Казанского цикла. Он свидетельствует, что в народе знали сильные и слабые стороны характера своего царя. В этих песнях образ Ивана Васильевича отнюдь не идеальный, а близок к реальному образу, известному нам из описаний современников первой половины правления Грозного. Царь показан вспыльчивым, подозрительным, скорым на расправу, но и отходчивым, справедливым, готовым признать свою неправоту. В народе глубоко чтили ум Ивана Васильевича:
Старину я вам скажу стародавнюю
Про царя было про Ивана про Васильевича.
Уж он, наш белой царь, он хитер был, мудер,
Он хитер и мудер, мудрей в свете его нет.

Государево сердечко рассердитовалось,
Приказал он пушкарев казнить-вешать.
Выбиралися в полку люди умные,
Люди умные, люди разумные:
"Ох, гой еси, государь-царь Иван Васильевич!
Не приказывай, государь, казнить-вешати,
Прикажи ты, государь-царь, слово выговорить:
На ветру свеча скоро топится,
В захолустье свеча долго теплится".
Не успел же государь-царь слово выговорить,
Еще начало же Казань-город рвати,
Рвать-порывать, на все стороны кидать,
Татарок-казанок в реку всех бросать.

16 век. Песни об Иване ГрозномЕще как государь-царь Казань-город брал.  Он в овражке простоял - он

Слайд 24РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ

Предводитель Крестьянской войны 1670–1671, вождь

крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и городских низов 17

в.

Степан Разин казнен четвертованием 6 июня 1771 года в Москве на Красной площади близ Лобного места.

РАЗИН СТЕПАН ТИМОФЕЕВИЧ   Предводитель Крестьянской войны 1670–1671, вождь крупного протестного движения крестьян, холопов, казаков и

Слайд 25
Казнь Степана Разина

Точно море в час прибоя,
Площадь Красная горит.

Что за говор, что там против
Место лобное стоит.
Плаха

черная далеко
От себя бросает тень.
Нет ни облачка на небе,
Блещут главы, ясен день.
Вот толпа заколыхалась,
Проложил дорогу кнут.
Той дороженькой на плаху
Стеньку Разина ведут.
С головы казацкой сбриты
Кудри черные как смоль.
Но лицо не изменили
Казни страх и пытки боль.
«Что сейчас на черной плахе
Срубят голову мою,
И казацкой алой кровью
Черный помост я полью».
«Ты прости, мой Дон родимый,
Волга-матушка-река,
Помяните добрым словом атамана-казака!»

Поклонился он народу,
Помолился на собор,
И палач в рубашке красной
Широко взмахнул топор.
«Ты прости, народ крещеный,
Ты прости-прощай, Москва».
И скатилась с плеч казацких
Удалая голова.

Казнь Степана РазинаТочно море в час прибоя, Площадь Красная горит. Что за говор, что там против Место

Слайд 26
Отрывок из исторической песни «Суворов приказывает армии переплыть море».
Как выходит

тогда к солдатушкам
Генерал седой да Суворов-князь,
Да как глянул он на

солдатиков,
Веселешенько улыбаючись:
– И по что, мои детоньки, призадумались?
Или устрашились моря синего,
А за морем силы неверной?
Ой, ты гой еси, да Суворов-князь,
Командир ты наш, начальничек!
Не страшна-то нам сила вражия.
Да страшен-то нам океан-буян.
Океан-буян, море синее...
Ой, вы гой еси, братцы-солдатики!
Вы снимайте-ка с плеч ранцы тяжелые,
Уж вы ставьте-ка в козлы ружья меткие.
Вы берите-ка топорики острые,
Вы срубите-ка мосты, плоты широкие!
То не гул идет по поднебесью.
То не шум шумит по темным лесам –
То плывет-летит наша армия.
Злая сила вражья испугалася,
По разным сторонушкам разбежалася.

Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров
(1729(1729-1800)
Великий русский полководец, не
потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере

Отрывок из исторической песни «Суворов приказывает армии переплыть море».Как выходит тогда к солдатушкамГенерал седой да Суворов-князь,Да как

Слайд 27Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то

сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в

семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жён; в солдатских – о службе, войнах, походах и т.д. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем.
Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни:  в любовных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика