Слайд 1Сатирическое изображение
Москвы и москвичей
в романе М. Булгакова
«Мастер и
Маргарита».
«Булгаков…испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что
носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши»(К.Г. Паустовский).
Слайд 2Итог творческой жизни
Роман Мастер и Маргарита – итог творческой жизни
замечательного мастера слова Михаила Булгакова. А.Ахматова после прочтения этого произведения
назвала его гением.
Слайд 3Сюжетно-композиционная сложность романа
Композиционно-сюжетная сложность романа заключается в том, что
он включает в себя несколько повествовательных пластов: роман о Москве
30-х годов 20 века и исторический роман о древнем Ершалаиме.
С этим связана и сложность жанровой специфики романа. Перед нами сатирический, философский, морально-этический, исторический, бытовой роман.
Слайд 4Черты «обывательщины, дикости и фальши».
В московских главах с необычайной силой
проявились черты «обывательщины, дикости и фальши». Главными героями этих глав
являются взяточники, управдомы нечистоплотные буфетчики, изолгавшиеся администраторы, спивающиеся чиновники, псевдотворческие личности. Это обычные люди, «москвичи как москвичи». Но тем и страшна узнаваемая картинка, ведь в ней изображена реальная жизнь реальных людей, существование которых пронизано мелким злом. Весь ужас происходящего заключается в том, что расточаемое всеми зло воспринимается как привычная норма жизни
Слайд 5На окраине Москвы… расположился старинный двухэтажный дом с решётками на
окнах…
На окраине Москвы, вдали от шумных улиц и площадей, расположился
старинный двухэтажный дом с решётками на окнах. На небольшой заасфальтированной площадке прямо перед домом с раннего утра выстраивалась очередь, но не чрезмерная, человек в полтораста. Если же погода благоволила, то желающих примкнуть к толпе было ещё больше. Одни записывались, чтобы улучшить собственное благосостояние, другие желали завести новые знакомства и тоже вставали в очередь, третьи присоединялись из любопытства.
Слайд 6«Приём с 11 до 12", - и, что немаловажно, -
огромный железный замок»
Этот пчелиный рой копошился, непрерывно передвигался, но безуспешно.
На дубовой двери висела табличка с изображением покосившегося дома: "Квартирный вопрос. Приём с 11 до 12", - и, что немаловажно, - огромный железный замок.
Те счастливчики, кому удавалось-таки попасть на приём за отведённые шестьдесят минут, через несколько лет становились обладателями бесплатной квартиры в каменном доме. Ежедневно в городе пять человек обретали свой новый кров, и ради этого можно было стоять в очереди сутки напролёт.
Слайд 7Кто скажет что-нибудь
в защиту зависти?
Каждого среднестатистического москвича терзала чёрная
зависть: почему небо наградило их, а не меня? Кто скажет
что-нибудь в защиту зависти? Это чувство дрянной категории, но всё же надо войти и в положение очередника. За дубовой дверью находилась крохотная, но в изысканном стиле отделанная приёмная, с телефоном и узорным ковриком для ног. За столом в течение всего рабочего часа сидели два полнощёких, румяногубых и гладко выбритых гражданина лет шестидесяти.
Слайд 8Истинная натура москвичей.
В их поведении было сразу несколько странностей: они
не переставали что-то бормотать, время от времени громко хихикали, вызывая
у посетителей небезосновательные опасения за их душевное состояние.
Истинная натура москвичей проявляется лишь тогда, когда эти граждане материалистического государства оказываются вовлечены в нечто, отличное от ежедневной чертовщины их жизни
Слайд 9Истинная натура москвичей.
Теперь «осетрина второй свежести» в первоклассном ресторане Москвы
не является случием из ряда вон выходящим.
Москвичам некогда думать
о душе, когда решается квартирный вопрос, поэтому Алоизий Могарыч легко доносит на невиновного соседа. А киевский дядя Берлиоза, не нуждавшийся в дополнительной площади, спешит вселиться в «нехорошую квартиру». Возмущенное окружение Воланда наказывает профессора, не дожидаясь справедливого решения властей.
Слайд 10Истинная натура москвичей.
Одним из главных эпизодов в этой теме является
представление черной магии в Варьете. Зрителей сначала обольщают деньгами, бесплатным
товаром, захватывающем зрелищем. Наблюдающей за вакханалией Воланд, подводит итог, что москвичи любят деньги, легкомысленны, порочны.
Слайд 11Черты обывательщины и фальши.
Черты обывательщины и фальши присущи всем членам
МАССОЛИТа. Бездарный Рюхин, претендующий на звание поэта, уверен в том,
что Пушкину повезло – «вот пример настоящей удачливости…», «все шло ему на пользу…» и далее размышляя о Дантесе, невежественно заявляет:»Обеспечил Пушкину бессмертие белогвардеец».разговор избранных членов МАССОЛИТа Фоки и Амвросия – пример прошлого разговора двух обывателей: «Нет у меня умения собственного, но есть желание жить по-человечески». Булгаков подчеркивает , что в Москве 30-х годов нравственное чувство исчезло, стремления человека свелись к быту, здесь не может быть истинного творчества
Слайд 12Выбор художественных средств.
Неприятие писателем пошлости, бюрократизма, псевдотворчества проявилось в выборе
художественных средств. Автор использует иронию, описывая дом Грибоедова, как храм
искусства. На внутренних стенах этой творческой организации развешаны извещения о работе спортивных кружков, рыбно – дачной секции. Говорящие фамилии членов МАССОЛИТа содержат ироничную характеристику этих героев. Так творческими путевками занимается Подложная,. А поэтический подраздел МАССОЛИТа представлен Богохульским, Павиановым, Адельфиной Буздяк.
Слайд 13Парадоксальность и ужас.
Ирония сменяется гротеском, когда Булгаков описывает чиновника, Прохора
Петровича, отправляющегося «к черту» в прямом смысле этого слова.от живого
человека остался только пиджак подписывающий,подписывающий бумаги. Автор показывает бессмысленность деятельности чиновника. Продолжая традицию гоголя, он заменяет бесполезного человека вещью. Парадоксальность и ужас происходящего усиливаются тем, что возвращенный в кабинет Прохор Петрович одобряет все то, что написано «пиджаком».
Слайд 14Появление в Москве нечистой силы.
Появление в Москве 30-х годов нечистой
силы обусловлено тем, что нормой жизни москвичей стало двуличие, взяточничество,
доносительство, бюрократизм. За это они и наказаны.