Слайд 1Серебряный век
русской поэзии
Работа выполнена учителем русского языка и литературы
МБОУ
СОШ№1 Гиагинского района
Богатыревой Ириной Николаевнойю
Слайд 2Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого…
Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений,
катастрофичности…
Двадцатый век…еще
бездомней,
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла.
И
отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне…
И черная земная кровь
Сулит нам , раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи…
А.Блок
Слайд 3Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета
русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору).
В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
Слайд 4Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и
школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление
"серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".
Слайд 5Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892
— выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране,
манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
Слайд 7Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Вне школ
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Слайд 8Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в
России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в
русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).
Слайд 9«Старшие символисты»
Д.Мережковский
З. Гиппиус
В. Брюсов
К. Бальмонт
Слайд 10Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый
прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому
не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
В. Брюсов
Слайд 11В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие
облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.).
Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 12«Младшие символисты»
А.Блок
А.Белый
Слайд 13. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия
есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость,
но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.
Слайд 14Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость,
вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии
1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма
Акмеисты стремились к ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Слайд 15Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения:
Н. Гумилев
А.
Ахматова
О. Мандельштам
С. Городецкий
М. Зенкевич
В. Нарбут.
На
роль «седьмого акмеиста» претендовал Г. Иванов
Слайд 16А Ахматова
О Мандельштам
Л.Гумилёв
Слайд 17Я знаю веселые строки таинственных стран
Про черную
деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком
долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф
Н. Гумилев
Слайд 18Поэты-футуристы:
Бобров Сергей
Каменский Василий
Маяковский Владимир
Северянин Игорь
Третьяков Сергей
Хлебников Велимир
Футуризм (от лат. futurum —
будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
Слайд 19Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
—
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт
против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов.
Слайд 20В.Маяковский
В.Хлебников
И Северянин
Футуристы
Слайд 21 Бобэоби пелись губы,
Вээоми
пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй пелся облик
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жил лицо. В.Хлебников
Слайд 22Теория имажинизма основным принципом поэзии провозглашала примат «образа как такового».
Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм),
не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой имажинизма
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые годы после революции на основе литературной практики футуризма.
Слайд 23Поэты-имажинисты:
Мариенгоф Анатолий
Шершеневич Вадим
Крестьянские поэты:
Бедный Демьян
Дрожжин Спиридон
Есенин Сергей
Клычков Сергей
Клюев Николай
Орешин Петр
Потемкин
Петр
Радимов Павел
Слайд 25Агнивцев Николай
Бунин Иван
Ефименко Татьяна
Ивнев Рюрик
Пастернак Борис
Цветаева Марина
Шенгели Георгий
ВНЕ ШКОЛ:
Слайд 271 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день
в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала
«Сатирикон».
За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху.
Слайд 28Поэты-сатирики:
Измайлов Александр
Князев Василий
Тэффи
Черный Саша
Королева сатиры Тэффи.
Саша Чёрный.
Слайд 29«Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ)
Декларировался отказ от традиционных форм поэзии, было
заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного
искусства.
Туфанов
И. Терентьев
Д. Хармс
Введенский
Бахтерев
Ю.Владимиров