Разделы презентаций


Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки

Содержание

Опыт работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Елиной Ольги Михайловны

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки
«Сказка

лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Л.Д.Короткова

Сказкотерапия как инновационная технология духовно-нравственного воспитания средствами авторской сказки   «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит

Слайд 2Опыт работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Елиной

Ольги Михайловны

Опыт работы учителя начальных классов МОУ «Соболевская средняя школа» Елиной Ольги Михайловны

Слайд 3 «Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский
Задачи:
Воспитание ума -

это значит уметь:
Различать добро и зло;
-решать проблемы;
-предвидеть результаты своего выбора;
-понимать

связь между поведением человека и его последствиями для самого человека, других людей и потомков.

Воспитание чувств:
-любовь к человеку и окружающему миру;
-совестливость и порядочность;
-умение прощать и не помнить зла;
-сопереживание, сочувствие;
-патриотизм;
-смирение и терпение;
-уважение родителей;
-мужество, справедливость.

«Цель сказки – воспитывать в ребёнке человечность…» К.Чуковский  Задачи:Воспитание ума - это значит

Слайд 4Используя приёмы
сказкотерапии, педагог получает возможность
снять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность,

недоверие к себе и другим, помочь ребёнку обрести уверенность.
Роль педагога:
Умение

понимать истинный смысл ответов детей;
Проявить сострадание, сочувствие к ребёнку;
Быть наблюдательным;
Осторожность в словах и суждениях;
Умение любить ученика;
Используя приёмысказкотерапии, педагог получает возможностьснять эмоциональную напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, помочь ребёнку

Слайд 5Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.
Литература:
Л.Д.Короткова
Сказкотерапия в школе.
Методические
рекомендации-М.;2006.



Л.Д.Короткова
Сказкотерапия для
дошкольников
младшего

школьного возраста. –М.; ЦГЛ 2003.

Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы.Литература:Л.Д.КоротковаСказкотерапия в школе.Методическиерекомендации-М.;2006.Л.Д.КоротковаСказкотерапия длядошкольниковмладшего школьного возраста. –М.; ЦГЛ 2003.

Слайд 6Короткова Л.Д.
Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок.
Методическое пособие
М.;ЦГЛ,2006.

Короткова Л.Д.Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок.Методическое пособиеМ.;ЦГЛ,2006.

Слайд 7Короткова Л.Д.
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста

средствами авторской сказки.
Монография-М;ЦГЛ, 2006.

Короткова  Л.Д.Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки.Монография-М;ЦГЛ, 2006.

Слайд 8 ФОРМЫ РАБОТЫ
Индивидуальная –это прежде всего

работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов, обыгрывание и т.д.
Групповая-

используется с подгруппой детей (5-7 человек). Чтение, разыгрывание сказки, обсуждение, «оказать герою помощь» и т. П.

Фронтальная – используется на традиционных занятиях с детьми, где читается литературное произведение, а затем проводится запланированная работа: беседа по вопросам; речевая зарядка; развитие мышления и воображения,иллюстра-
ции, поделки, проигрывание.

ФОРМЫ    РАБОТЫИндивидуальная –это прежде всего работа в семье. Чтение, поделки, иллюстрирование сюжетов,

Слайд 9РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ
Объяснительно-иллюстративный.
Проблемно-поисковый.
Эвристический.
Практический
Игровой.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫОбъяснительно-иллюстративный.Проблемно-поисковый.Эвристический.ПрактическийИгровой.

Слайд 10ПРИЁМЫ РАБОТЫ
Приёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работы
После

чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации и т.д.
Рисунки по

мотивам сказки или поделки из природного материала.
Выявление причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил так.
Проигрывание эпизодов сказки, «сыграть» эмоции героев и понять их.
Проигрывание вариантов решения ситуаций.
ПРИЁМЫ РАБОТЫПриёмы работы со сказкой могут зависеть от цели работыПосле чтения сказки обсудить поступки героев, сами ситуации

Слайд 11программа
Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки.

Короткова Л.Д.
Цели программы:
Дать ребёнку возможность:
Почувствовать

и осознать своё место и свою нужность в этом мире,

свою необходимость для близких людей;
Понять душевную и духовную связь с родителями, учиться их понимать, уметь сопереживать близким людям;
Развивать в себе духовно- нравственные качества;

программаДуховно-нравственное  воспитание средствами авторской сказки.Короткова Л.Д.Цели программы:Дать ребёнку возможность:Почувствовать и осознать своё место и свою нужность

Слайд 12Развивать в себе духовно-нравственные качества;
Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости»,

чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи с трудными жизненными

ситуациями ;
Видеть смысл в повседневной жизни;
Ощутить связь и зависимость между своим поведением и отношением окружающих;
Ощутить единство с живыми существами окружающей природы;
Учиться управлять своими эмоциями, преодолевать негативные черты в своём поведении;
Воспитывать доброе, бережное отношение к своей и чужой душе, не забывая, что слово «экология» относится и к ней.


Развивать в себе духовно-нравственные качества;Снизить уровень тревожности, агрессивности, страхов, «нелюбимости», чрезмерной обидчивости и приступов отчаяния при встречи

Слайд 13 Сказка – для

светлого ума закваска.
«Три денежки», «Катюшкина краюшка»

2часа

Семья – семь я.
«Поминальный блинок», «Висляткин ключ»,
«Клад большой – семейный покой», «Фёкла –
Грязный хвост» 7часов

Всякому человеку разбогатеть
хочется, да не всякому можется.
«Поминальный блинок», «Бабкина шкатулочка»,
«Богатство даром не даётся», «Висляткин
ключ» 5часов

Чем я могу помочь близким.

Сказка – для светлого ума закваска.«Три денежки», «Катюшкина краюшка»

Слайд 14«На всякий случай», «Призван для вразумения»,
«Одинокие сердца друг

к дружке тянутся»,
«Чужое взять – своё потерять»

12часов

Тень и свет в жизни человеческой.
«Шурик-поросёнок», «Телячий остров»,
«Берёзкин дом» 5часов

Емелина неделя.
«Серебристый туман», «Найда», «И по телу
дрожь, и из памяти не сотрёшь», «Фёкла –
грязный хвост» 8часов

Родительский дом –
начало начал.

«На всякий случай», «Призван для вразумения»,  «Одинокие сердца друг к дружке тянутся»,   «Чужое взять

Слайд 15«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –
позёмка», «Катюшкина

краюшка»,
«Клад большой – семейный покой»

7часов

Бережёного Бог бережёт.
«У тихой заводи», «Долги хуже грехов»,
«Фёкла – грязный хвост», «Телячий
остров» 10часов

Экология природы –
экология души.
«Призван для вразумления», «Две ужинки»,
«Чужое взять – своё потерять»,
«Лодчонка – самоплавка» 11часов
«Поминальный блинок», «Эх, позёмушка –   позёмка», «Катюшкина краюшка»,  «Клад большой – семейный покой»

Слайд 16 «Страшные сказки»
Страх как ответная

реакция на опасность бывает разной, в авторской сказке легко отыскать

различные способы разрешения трудных и страшных ситуаций, которые подсказывают ребёнку, как можно поступить.
«И по телу дрожь, и из памяти не сотрёшь»;
«У тихой заводи»;
«Поминальный блинок»;
«Лодчонка – самоплавка»;
«Фёкла – Грязный хвост»;
«Призван для вразумления»;
«Бережёного Бог бережёт».

«Страшные сказки»Страх как ответная реакция на опасность бывает разной, в авторской

Слайд 17Почему ребёнок поступает так?
«Серебристый туман»
«3 рубля,28 копеек с полушкою»
«Катюшкина краюшка»
«Сарафан

со смородинными
веточками»
«Три денежки»
«Грязные деньги»
«Чужое взять себя потерять»
«Пустой

человек»
«Ждёшь короны золотой, а там
лишь хвост с чешуёй»
«Шурик – поросёнок»
«Чистый родник»
Почему ребёнок поступает так?«Серебристый туман»«3 рубля,28 копеек с полушкою»«Катюшкина краюшка»«Сарафан со смородинными   веточками»«Три денежки»«Грязные деньги»«Чужое

Слайд 18 Желает привлечь к себе внимание!
«Висляткин ключ»
«Стоющее лечение»

Желает отомстить за
что-то взрослому!
«Иная месть не убережёт честь»
«Сёмка

Мокрый»
«Оторви да брось»
«Возле всякого плетня не
посадишь кабеля»
«Конфеты в блестящих
обёртках»


Желает привлечь к себе внимание!«Висляткин ключ»«Стоющее лечение»  Желает отомстить за  что-то взрослому!«Иная месть

Слайд 19Желает власти над родителями и сверстниками

«Деньги и власть – не

всегда всласть»
«Серебряные часы со звоном»
«Рождественское чудо»
«Ждёшь короны золотой – а

там лишь хвост с чешуёй»
«Кочан капусты»
«Такая жуткая история»
«Яркая ленточка»
Желает власти над родителями и сверстниками«Деньги и власть – не всегда всласть»«Серебряные часы со звоном»«Рождественское чудо»«Ждёшь короны

Слайд 20Желает избежать неудачи

«О плохом мечтать – счастья не видать»
«Фёкла –

Грязный хвост»
«Чужой оговор для души не в укор»
«Телячий остров»
«На всякий

случай»
Желает избежать неудачи«О плохом мечтать – счастья не видать»«Фёкла – Грязный хвост»«Чужой оговор для души не в

Слайд 22Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…»

Работа со сказкой.
Цели:

1-й этап.
Способствовать, опираясь на метафоры сказки, оценочному отношению детей к

своему поведению в природе;
Воспитывать любовь, уважение к природе, способствовать пониманию средств и способов охраны родного края.
ФОРМА РАБОТЫ: фронтальная со всеми детьми класса.
ИСПОЛНИТЕЛЬ: учитель.
Л.Д.Короткова «А то бы так обормо- том и жил…»Работа со сказкой.Цели: 1-й этап.Способствовать, опираясь на метафоры сказки,

Слайд 23

2-й этап.
Цели:
Способствовать устранению выявленных у детей затруднений личностного и поведенческого

плана путём проигрывания эпизодов сказки;
Добиваться частичного перенесения страхов и чувства незащищённости на поделки, выполненные руками детей.

ФОРМА РАБОТЫ:
Групповая. Участники – дети эгоистичные, с завышенной самооценкой, конфликтные в отношениях со сверстниками, а также робкие, с заниженной самооценкой. ИСПОЛНИТЕЛЬ: психолог.
2-й этап.Цели:Способствовать устранению выявленных у детей затруднений

Слайд 25СОДЕРЖАНИЕ:
Чтение сказки с показом иллюстраций картин родной природы, леса и

его обитателей, беседа по содержанию сказки.

СОДЕРЖАНИЕ:Чтение сказки с показом иллюстраций картин родной природы, леса и его обитателей, беседа по содержанию сказки.

Слайд 26Вопросы по содержанию сказки:
1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне,

похожей на хорошо знакомую?
2.Кого напомнила Матвейке женщина, которую он встретил

в лесу? Почему?
3.Как понять слова: «Одна тропинка, да ещё такая, по какой не всякий пройти сможет?»
4.Какие трудности ожидали Матвейку по дороге домой?
5.Как удалось Матвейке пройти этот путь?
6.Кем видел себя Матвейка в этом странном сне?
7.Что помешало мальчику спихнуть брата с постели?
8.Что значит причинить боль другим?
Вопросы по содержанию сказки:1.Почему Матвейка оказался в лесу на поляне, похожей на хорошо знакомую?2.Кого напомнила Матвейке женщина,

Слайд 27Нравственный урок:
Всё познаётся в сравнении.
Не плюй в колодец – пригодится

воды напиться.
Воспитание добрых чувств:
Для чего Мать Сыра Земля отправила Матвейку

по этой тропинке?
За что был так наказан мальчик?
Речевая зарядка:
Как понимаете выражение «светлая душа»?
Расскажи, что больше всего запомнилось в сказке?
Как иначе можно назвать эту сказку?
Что бы случилось, если бы Матвейка остался в лесу деревом?
Нравственный урок:Всё познаётся в сравнении.Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.Воспитание добрых чувств:Для чего Мать Сыра

Слайд 28ПСИХОГИМНАСТИКА:
Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты

на неё сердишься!
Туча ушла, улыбнись всему миру: травке, листочкам, муравью.
А

вот Матвейка – неслух. Погрози ему пальчиком.
Солнышко устало светить целый день. Отдохни!
Ложись на облачко, укройся им и поспи.
Испугайся, уже ночь, а ты проспало! Нет, ещё день! Вздохни с облегчением. Подари лучи зайчатам, ребятам.
ПСИХОГИМНАСТИКА:Ты – солнышко! Тебя закрыла туча. Нахмурься, покажи, как ты на неё сердишься!Туча ушла, улыбнись всему миру:

Слайд 29Развитие мышления и воображения:
Как понимать выражение : «Всё у Матвейки

перевернулось в душе в этот день»?
Какие ещё испытания мог встретить

Матвейка?
За что он расплачивался?
Придумай , кем бы ещё мог увидеть себя Матвейка.
Сказка и экология:
Кто такая Мать Сыра Земля и как бы ты её нарисовал?
Почему нужно беречь и охранять природу?
Что нового вы узнали о лесе и его обитателях?
Как можно беречь и охранять лес?
Развитие мышления и воображения:Как понимать выражение : «Всё у Матвейки перевернулось в душе в этот день»?Какие ещё

Слайд 30 Вопросы к Земле:
Почему на Земле так много грустных

деревьев?
Какая боль сильнее: тела или души?

Итог урока: А сейчас

мы с вами попадём в сказку и встретимся с Матерью Землёй на её поляне. Она покажет вам тропинку, как выйти из этого леса. Но каждый из вас пройдёт её по-своему.
Вот тропинка, нарисуйте, как вы идёте по ней.

В жизни главное понять свои ошибки и не делать их больше. Пусть следующая тропинка будет для вас лёгкой!
Вопросы к Земле:Почему на Земле так много грустных деревьев?Какая боль сильнее: тела или души? Итог

Слайд 32СКАЗКА Л.Д.КОРОТКОВОЙ «ТРИ ДЕНЕЖКИ»

СКАЗКА Л.Д.КОРОТКОВОЙ «ТРИ ДЕНЕЖКИ»

Слайд 33Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации

из бумаги. Любят коллективные работы.


Ребята с огромным удовольствием выполняют поделки из природного материала, аппликации из бумаги. Любят коллективные работы.

Слайд 34Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились»






НРАВСТВЕННЫЙ УРОК.
Без труда не

вытащишь и рыбку из пруда.
Видно птицу по полёту.






ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ.
Справедливо ли

были награждены девушки?
Кто вам симпатичнее?
Л.Д.Короткова «Как потрудились – так и наградились»НРАВСТВЕННЫЙ УРОК.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.Видно птицу по

Слайд 35По делам и награда…
Награда для Дуняшки и для Наташки.
Поделки из

природного
Материала.

По делам и награда…Награда для Дуняшки и для Наташки.Поделки из природногоМатериала.

Слайд 38
Л.Д.Короткова проводит мастер –класс.

Л.Д.Короткова проводит мастер –класс.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика