Слайд 2Бескраен, бездонен сказочно-сказовый рудный Урал. Речисты мастеровые уральские старики. В
старом колодце синюю старуху ведьму они поселили. Горного козла дотошный
трудовой уральский люд серебряным копытцем подковал.
А про тайную силу, что нутро гор сторожит, людей привораживает, не одна, не две побывальщины. В темноте ведь светлые-то камешки добывались. А там мало ли страхов. И свою тень за горное чудище примешь. Сколько там невиданной красоты да каменной росписи.
Слайд 3На Урале в устной передаче слышали сказы, вероятно, многие, но
только Бажову удалось собрать и огранить их точно так, как
исстари гранят камни-самоцветы, С точки зрения Бажова, историческую ценность народных преданий, рассказов рабочих нужно видеть прежде всего в отражении взглядов народных масс на факты, события прошлого. Знание писателем истории края помогло ему уяснить особенности уральского фольклора и местных диалектов.
Слайд 5Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и
Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года.
О
своем детстве Павел Петрович пишет в книгах «Уральские были», «Зеленая кобылка», «Дальнее — близкое» и в авторском предисловии к книге «Малахитовая шкатулка».
Слайд 7В них можно узнать не только о жизни и деятельности
писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего индустриального
края.
С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. Жил он в Сысерти и в Полевском, поэтому многие действия его сказов протекают в этих городах. В очерках «Уральские были» уже использовались такие наблюдения, воспоминания, которые позднее в художественной обработке вошли в сказы «Малахитовая шкатулка».
Слайд 11
Недавно мы прочитали сказ Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка».
Он
очень похож на сказку, не правда ли?
Он похож на сказку,
но это не сказка.
В детстве все мы читали русские народные сказки.
Давайте вспомним ваши самые любимые.
Слайд 12Так чем же отличается
сказ от сказки?
Слайд 13Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и
событиях, с участием волшебных, фантастических сил.
Слайд 14Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды;
для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов
со сказочно-фантастическим миром фольклора.
Слайд 15Для того, чтобы сравнить эти два жанра, нам необходимо:
найти общее
между ними;
найти различия;
Слайд 16В сказках герой часто путешествует. Переходит в чуждый ему мир
фантастических существ: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги.
Вспомните такие сказки.
А был ли подобный
мотив «дороги» в сказе Бажова?
Слайд 17В сказе действительно есть переход героя в иной мир:
«И вот
пошли. Она впереди. Степан за ней. Куда она идет –
все ей открыто. Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые… И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется».
Реален ли мир Хозяйки или волшебен?
Слайд 18А вы знаете, что цифра «3» – священное число для
сказок?
Вспомните, чего в сказках бывает по три.
три дороги на распутье,
три брата, три сестры, трёхголовый змей, три испытания.
Что из вышеперечисленного встречается в сказе у Бажова?
Слайд 19Три испытания Степана: какие?
Первое испытание: сказать приказчику, чтобы тот «убирался»
с Красногорского рудника.
Второе испытание: на верность невесте.
Третье испытание: забыть Хозяйку
Медной горы.
Слайд 20Табу. Его нарушение.
Табу – система запретов на совершение определенных действий.
В
сказках герои постоянно сталкиваются с какими-то запретами. Какими?
И нарушение этих
табу зачастую приводит к печальным последствиям.
А нарушает ли какие-то запреты Степан в сказе?
Слайд 21А теперь давайте вспомним, как обычно начинаются сказки.
«Жили-были…», «в некотором
царстве, в некотором государстве…».
Подобное традиционное начало в фольклоре называется «зачином».
А
как начинаются сказы Бажова?
Слайд 22Мы видим, что сказы Бажова начинаются как обычные рассказы реалистического
содержания.
Указывается не абстрактное место (тридевятое царство), а вполне конкретные места:
Россия, Урал, Гумешки.
И определенное время: 19 век.
Слайд 23Текст сказа содержит бытовые реалии России 19 века.
Вспомните все явления
жизни, характерные для того времени, которые мы встречаем в тексте.
Шахты,
затопление шахт, профессиональные болезни шахтёров;
крепостное право, вольная грамота;
Санкт-Петербург – центр жизни России…
Слайд 24А теперь сравним конец сказа и сказки.
Чем всегда заканчиваются сказки?
Несмотря
на нарушение запрета герой получает второй шанс.
А чем кончаются сказы
Бажова?
Почему герой не получает второго шанса?
Слайд 25 Итак...
В «Хозяйке медной
горы» Степан, так и не получив счастья, умирает;
В «Горном мастере»
у Данило и Кати только иллюзия счастья;
В «Серебряном копытце» драгоценные камни оказались снегом.
Конец сказа лишен чудесного, он обыден и реален. То, что казалось волшебством, оборачивается обычной жизнью.
Слайд 26Вывод:
Сказ и сказка имеют общие фольклорные элементы, характерные для устного
народного творчества;
Сказ от сказки отличается тем, что в нем представлены
реальные факты реального времени и его конец закономерен.
Слайд 27Мы разобрались, чем отличается сказ от сказки.
Попробуйте самостоятельно дать
определение жанру сказа.
Назовите сказы Бажова по иллюстрациям