Слайд 2
Стратегия смыслового чтения «Компрессии текста, алгоритм использования
на уроках»
(мастер-класс)
«В XXI веке безграмотным будет считаться не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать». Алвин Тофлер
Слайд 3Актуальность определена вызовами
общества:
1)Современные дети значительно изменились за последние годы: они
обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как
ориентация на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования смыслового восприятия и переработки текстовой информации уже на начальном этапе обучения чтению (Н.А. Горлова)
2) ) В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка
концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям
необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они
привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать
слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие
предложения, они не могут связывать их, в результате не
понимают текста в целом (Д.И. Фельдштейн).
Слайд 4Актуальность определена вызовами общества:
3)Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»
или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным
действиям
Следовательно, это требование и новых образовательных стандартов.
Слайд 5Актуальность определена внутренними проблемами:
Это проблемы понимания текстов обучающимися в Гимназии
Разработка
программы по смысловому чтению основного общего образования, подготовка к ГИА
в 9 классах
Слайд 6Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Слайд 7Цель:
создание условий для самосовершенствования участников по проблеме повышения читательской компетентности
учащихся через организацию смыслового чтения на уроке, по стратегии Компрессия
текста(алгоритм ее использования)
Слайд 8Краткая характеристика основных теоретических идей
Концепция универсальных учебных действий (Асмолов А.Г.,
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
Организация работы с текстом (Г.Г.
Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Н.Н. Сметанникова)
Стратегиальный подход к обучению смысловому чтению
Технология критического мышления
Слайд 9Понятие
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового
содержания текста.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное»
или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Слайд 10План-программа
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности,
в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя
Типы стратегий: (предтекстовая, текстовая, послетекстовая, работа с объемными текстами, общеучебная, компрессия текста и другие)
Слайд 11Результаты обучения стратегии
Обучение стратегии чтения включает в себя приобретение результатов:
различения
типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки;
распознавания иерархии смыслов
в рамках текста – основная идея, тема и ее составляющие;
собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
Слайд 12Понимание
Качество составления плана
Сформированность
тезауруса
Правильность чтения
Скорость чтения
Уровень психического развития
Пополнение
словаря
Уровень
мотивации
Качество
результатов
Слайд 14Восприятие
Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие
значений, прием сообщения).
На этом этапе важно понимание значение встречающихся в
тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.
Слайд 15Понимание
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять
текст означает:
выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
выявить поверхностный смысл на
базе этих значений.
Слайд 16Интерпретация
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ,
сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение
сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.
Слайд 17Функциональная грамотность
Способность человека использовать умения чтения и письма в
условиях получения информации из текста и в целях передачи такой
информации
Элементарная грамотность
Способность личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
Слайд 18 Результативность
(Срезовая диагностика в 8 и 9 классе)
.
(Ноябрь-2013)8а класс
Выводы:
уровень понимания смысла публицистического текста – оптимальный
Слайд 19 Результативность
(Срезовая диагностика в 8 и 9 классе)
.
(Декабрь-2014) 8в
класс) Ответ на вопрос по тексту
13 учеников уже способны понимать
и интерпретировать текст.
2 человек работают на уровне первого этапа восприятия текста
Слайд 20Результативность
(Срезовая диагностика в 8 и 9 классе)
(Декабрь- 2014)
9а класс Составление рецензии по повести Ф. Искандера «Школьный вальс
или Энергия стыда». Составляло 24 ученика:
4 ученика ниже базового уровня
83% учеников справились с заданием компрессии текста.
Слайд 21Результативность:
итоги аттестации 9 классы
(май-2014)
Обученность:
Качество:
Средний балл
Изложение
Сочинение
Слайд 22Алгоритм реализации стратегии
Название стратегии: (Аннотация — Краткий пересказ —
Пересказ)
Тип стратегии: Компрессии текста
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Цели стратегии: научить свёртывать
информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости
Слайд 24План работы
Прочитайте инструкцию.
Подготовьте таблицу из трёх колонок.
3. Составьте три варианта
текста (аннотацию, краткий пересказ, пересказ), используя инструкцию.
Слайд 25Рефлексия
Проблема мастер-класса важна только для учителей литературы или важна для
всех учителей – предметников образовательной организации
Полезен ли был для
меня материал мастер-класс ?
Будете ли Вы в дальнейшем знакомиться со стратегиями смыслового чтения