Слайд 1Реферат-исследование
Наследие поэта-земляка С.П. Сысоя
Слайд 2Изучить принципы анализа и интерпретации поэтического текста.
Познакомиться с архивным материалом:
биографией С.П. Сысоя, взять интервью у его близких и современников-односельчан
поэта.
Проанализировать его творчество и интерпретировать поэтический текст, систематизировать изученный материал.
Оформить и презентовать реферат-исследование.
Цель исследования:
Наследие поэта-земляка С.П. Сысоя
Слайд 3Объект исследования:
Биография, поэтические сборники поэта
Предмет исследования:
Поэтический мир С.П.Сысоя
Гипотеза:
Поэтическое наследие поэта-земляка
С.П. Сысоя может иметь триединую ценность: духовно-эстетическую, социально-историческую, художественную.
Слайд 41.Изучить архивный материал: биографию и творчество С.П. Сысоя.
2.Систематизировать изученный материал.
3.Проанализировать
стихотворения и интерпретировать поэтический текст.
4.Создать сценарий и провести поэтическую гостиную,
посвященную творчеству С.П. Сысоя.
5.Помочь сверстникам приобщиться к эстетическим и духовным ценностям через выразительное чтение и интерпретацию лирических стихотворений.
Задачи исследования:
Слайд 5Практическая значимость работы:
Материал исследования может использоваться на
уроках Литературного
наследия Сибири;
внеклассных мероприятиях;
научно-практических конференциях»
экскурсиях в библиотеку,
по окрестностям с.Сергеево,
по всему Первомайскому краю.
Слайд 6Глава I. Семён Прохорович Сысой
(1938 – 1998 г.г.)
Родился в Белоруссии
в деревне Чикилевка Глусского района Бобруйской области.
В начале пятидесятых годов
20 века вместе с родителями переехал в село Чердаты Зырянского района Томской области, где продолжал обучение в средней школе. Позднее переезжает в село Сергеево Первомайского района.
Стихи писал с детских лет
Слайд 7"О любви, судьбе и вечности,
природе, быте, бесконечности"
Глава II
2.1. «Мои молитвы и моя любовь…»
2.2. «Милей
всего края родные»
2.3. «Отчизна помнит поименно»
2.4. «Если вдуматься душою...».
Слайд 8"Мои молитвы и моя любовь"
"Мои молитвы и моя любовь"
Это рай,
земное наслажденье,
Яркий, бриллиантовый венец,
Пылкое и страстное влеченье,
Это притяженье двух сердец…
С. Сысой
Слайд 9"Мои молитвы и моя любовь"
Любовь – это звездная
песня,
Которую двое поют.
И третий ей голос
не нужен,
Зачем эти муки мечтам,
Зачем эти дикие стужи,
Лишь только
расцветшим цветам.
"Мои молитвы и моя любовь"
"Мои молитвы и моя любовь"
Слайд 10"Мои молитвы и моя любовь"
В любое время, хоть весною,
Хоть в
жуткий холод средь зимы
Я без раздумий за тобою
Пойду на самый
край земли
Ведь для меня всю жизнь священны
Твои слова, твое люблю…….
Слайд 11"Мои молитвы и моя любовь"
Творчество С. П. Сысоя
представлено четырьмя книгами. В каждой из них есть прозаические, поэтические
произведения о романтической, возвышенной, чистой любви, не оставляющей читателя равнодушным с первой и до последней страницы.
Слайд 12"Милей всего края родные"
«Любовь к родной природе – один из
важнейших признаков любви к своей стране…
Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки.
Нельзя любить весь мир, не имея родины»
К.Г.Паустовский.
Слайд 13Вот-вот снега улыбкою прелестной
расцветят души
сказочностью грез,
А лик Земли,
как девушку- невесту,
украсят лепестками
белых роз…
"Милей всего края родные"
Слайд 14Все так же нежно пахнет медом.
Сирень – подружка у пруда,
И
так же молча ждет кого–то,
Как и когда–то нас ждала…
"Милей всего
края родные"
Слайд 15 Рукой весны, куда ни глянешь,
Везде рассыпаны цветы:
На тропках,
в рощах, на полянах-
Везде их милые черты.
Одни эффектны, броски,
страстны,
Другие кротки и просты,
Но все по- своему прекрасны,
Все так божественно милы.
"Милей всего края родные"
Слайд 16Ночь. Тишина. Цветет черемуха.
С глубин небесной синевы
В окошко старенького домика
Печально
смотрят две звезды…
"Милей всего края родные"
Слайд 17"Милей всего края родные"
Основное достоинство стихотворений С.Сысоя о природе заключается
в простоте интонаций, воссоздании привычного пейзажа, в утренних, дневных и
вечерних картинах родной и близкой сибирской глубинки.
Нежная, трепетная, любовь ко всему живому, к самой жизни, к полям и лугам, к каждому месяцу года, к человеку, к Родине, ее прошлому и настоящему – движущая сила его поэзии.
Слайд 18"Отчизна помнит поименно"
Тема ВОВ в творчестве С. П. Сысоя
"Отчизна помнит
поименно"
"Отчизна помнит поименно"
"Отчизна помнит поименно"
"Отчизна помнит поименно"
"Отчизна помнит поименно"
"Отчизна помнит
поименно"
"Отчизна помнит поименно"
Слайд 19"Отчизна помнит поименно"
Там, на поле боев, свист и пение бурь,
Тени – призраки бродят везде.
Но те свисты не песнь, то жужжание пуль,
А те песни – солдатская смерть.
Там, на поле войны, умирают мечты
И никто им не ставит крестов.
Слайд 20Июнь
сорок первого
Разве только
потом ветры зимней поры
наметут что-то
вроде холмов.
Сотни тысяч
отборных
фашистских вояк
За короткий,
невиданный срок
Всю
Европу скомкали
и смяли в боях,
словно жухлый
древесный листок…
Слайд 21Отчизна помнит поименно
Но из строя не вышел никто, ни один,
Ни
один не остался в кустах.
Первым шел лейтенант, молодой командир,
А чуть
сзади – весь личный состав.
С твердой верой в победу любимой страны
Шли солдаты вперед на врага.
Слайд 22Был страшный бой весенней ранью,
В огне горело все подряд
Цветы,
машины, танки, зданья,
Тела молоденьких солдат.
Смерть, хохоча прошлась по полю,
Втоптала в землю сотни грез.
И запах крови, запах боли
Смешался с запахами роз.
Слайд 23"Отчизна помнит поименно"
С последней просьбой обращаюсь к вам я,
Она скромна
и вас не затруднит:
Не посылайте похоронку маме
И не пишите ей,
что я убит.
Ее больное любящее сердце
Печальное известие убьет.
Слайд 24Был родом тот солдат из Первомайска,
их дом стоял на самом
берегу,
и до сих пор все помнящие чайки
зовут его и плачут
по нему…
Слайд 25"Отчизна помнит поименно"
Пройдут года, пройдут десятилетья,
Исчезнут войны, мир забудет страх,
Но не забудет наш народ вовеки
Всех тех, кто пал за Родину в боях!
Слайд 26"Если вслушаться душою..."
Философская лирика С. П. Сысоя наполнена размышлениями о
«вечности, быте, бесконечности», о влиянии звёзд на судьбу, картинами «босоногого
детства», тёплыми чувствами к отцу и матери, к односельчанам - труженикам села, знакомым из райцентра и области.
Слайд 27"Если вслушаться душою..."
Как же я когда- то был наивен:
Как
скорей хотелось повзрослеть.
А теперь раскаиваюсь в этом,
Да прошедших
весен не вернешь.
Где ты, где мое родное детство?
Где вы дни счастливых грез?
Слайд 28Я гляжу, как гаснут краски света,
Как уходят в вечность,
в мир иной,
Как мое, мое родное детство
Навсегда прощается со мной
Слайд 29Известно всем, ничто не вечно в мире,
Все временно на этом
берегу.
Я помню все, что мама говорила,
И жить иначе просто
не могу.
Слайд 30Быт «родимого села» неразрывно связан с округой,«что нам жизнь дала».
«Уж печи топятся в домах…,
зарплату не дают полгода…,
откуда
ж деньгам взяться у селян?»
Слайд 31Отечество для С.Сысоя немыслимо без людей, которые «торговать душой не
могут и телом тоже дорожат…,
не выносят ни лицемерия ,
ни лжи».
Слайд 32"Если вслушаться душою..."
Именно Сибирь научила С. Сысоя «видеть сердцем и
душой, запечатлевать в слове картины окружающей жизни», быть мудрым, прикасаться
взглядом к тому, что становилось строчками его стихотворений, к которым, по его предположению, «когда - нибудь возникнет интерес».
Слайд 33И вновь века промчатся над Вселенной.
И кто-то из тех будущих
людей
Захочет посмотреть на наше время,
Вдохнуть всей грудью
запах наших дней.
Слайд 34
Заключение
Поэтическое наследие С. Сысоя соединяет нас с
людьми,которые
жили и творили в 20 веке, «были хоть и строги,
но добры, трудились, забывая про усталость, и звались настоящими людьми»;
родным краем с «его большой развесистой берёзой, росой, блестящей на полях;
памятью о тех, кто «шли вперёд на врага, хоть и знали, что многим из них не вернуться домой никогда»;
сибиряками, которые, «как было угодно Всевышнему, разминуться с Любовью и Счастьем могли»
Слайд 35Заключение
стихи С. П. Сысоя – результат его знакомства с
классической литературой, православными источниками для того, чтобы от имени всех
людей взмолиться:
О, Боже праведный,
спаси природу,
Верни ей чистый, первозданный
вид,
Избавь умы и души всех народов
От атеизма, распрей и обид Зажги любовь к труду во всем
сиянье, Верни духовность, совесть, доброту
И искреннее чувство
состраданья
Ко всякому живому существу.
Слайд 36Заключение
Таким образом, наша гипотеза верна.
Стихи С. П. Сысоя
- наше бесценное наследие и достояние, имеющее триединую ценность: духовно-эстетическую,
социально-историческую, художественную.
Слайд 37
Родина!
Ты для меня судьбы подарок,
Благоуханье нежных роз.
Твой образ радужный и яркий
Я пронесу сквозь грохот гроз.
Я пронесу твой образ милый
Через невзгоды и года
И нет такой на свете силы,
Что разлучить бы нас могла.
Наследие поэта-земляка С. П Сысоя
Наследие поэта-земляка С. П Сысоя
Наследие поэта-земляка С. П Сысоя
Слайд 38
В работе использованы фотографии односельчан, знакомых С.П.Сысоя из
его книги «Любовь с первого взгляда», семейного архива;
снимки жителей,
окрестностей села Сергеево, районного и областного центров Кирилла Мазура;
архивные фотографии с сайта
www. mc Duck.Ru
Наследие поэта-земляка С. П Сысоя
Слайд 39
Литература
Ачкасова Л.С. Гуманизм в творчестве К.Паустовского. Казань, 1972. Выявляется философско-эстетическая
сущность темы природы, функция пейзажных картин.
Веселый А. Избранное. Рассказы, очерки
в стихах и прозе. М.,1990.- С.3-26.
Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе/ Под ред О.Ю. Богдановой. Н., 1984
Левидов А.В. Автор – образ – читатель. Л.,1977
Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1979
Паустовский К.Г. Рассказы, очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства, М., 1972
Паустовский К.Г. Очерк «Язык и природа». Т.2.- М., 1972
Романенко В. Пристальный взгляд прозаика: Заметки о пейзаже // Вопросы литературы. -1971.- N8.- С.146-159.
Собанцев А. Вся жизнь урок. Воспоминания, рассказы, стихи. Томск, 2001.- 160с.
Сысой С. П. Аромат любви. Первомайское: АПО, 1996.- 316 с.
Сысой С.П. Любовь с первого взгляда. Асино: АПО,1998.-306 с.
Сысой С.П. Предсказание цыганки. Асино: АПО, 1997.-162 с.
Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. М., 1965
Хорват К. Романтические воззрения на природу // Европейский романтизм: Сб. ст. / Отв.ред. И.Неупокоева, И. Шетер. М., 1973.- С.203-204.