Слайд 1РАЗМИНКА
Вот пишут:
«Малая родина»… Но что это такое? Где её границы? Откуда
и докуда она простирается? Как исчислить и измерить её?
По-моему, малая родина – это окоём нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, образовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле.
Малая родина на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
Евгений Носов
Слайд 2ЗАДАНИЯ
Найдите в тексте устаревшее слово. Подберите синоним.
Выпишите из текста синонимы.
Выпишите предложения с вводным словом.
Постройте схему предложения.
Выпишите слова с приставками
на -з и -с, обозначьте орфограмму.
Выпишите слова с -н-, -нн- в суффиксах, объясните орфограмму.
Найдите предложение, выражающее главную мысль. Прочитайте.
Запишите это высказывание в качестве прямой речи.
Замените прямую речь косвенной.
Слайд 3Есть ли в этих предложениях чужая речь? Постройте схемы этих
предложений.
Малая родина, по мнению Е.Носова, на всю жизнь одарила нас
крыльями вдохновения.
Малая родина, как сказал Е.Носов, на всю жизнь одарила нас крыльями вдохновения.
Е.Носов считал малую родину окоёмом своего детства.
Слайд 4Способы передачи чужой речи
ТЕМА УРОКА
Презентация к уроку в 9 классе
Составлена
учителем МБОУ «Лицей № 21» г. Курска
ВЛАСОВОЙ И.Л.
Слайд 5Нет счастья вне Родины.
К.Д. Воробьёв
Включите данное высказывание
в различные синтаксические синонимические конструкции, передающие чужую речь.
Слайд 6Определите стилистическую роль чужой речи и слов автора.
- У-ух, ну,
здравствуйте! - шумным выдохом подытожила бабушка и бережно приподняла на
руке кулика.
- Неуж! – удивилась она весело, уже живая праздником, родившимся от чудотворности её рук.
Слайд 7Найдите стилистически нейтральные и экспрессивные глаголы. Распределите их по колонкам.
Сказал, спросил, ответил, гаркнул, требовал, прибавил, зарычал, прохрипел, предложил,
пробасил, заорал, подтвердил, бормотал, молил, сознался, горланил, заметил, бубнил, расспрашивал.
Слайд 8КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА УРОКА
Прямая речь, косвенная речь, способы передачи, синонимы, вводные
слова, вводные предложения, чужая речь, цитаты.
Слайд 9ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 37: цитаты из статей Д.С. Лихачёва.
Выучить 2 правила
(с.19-21).
Работа со словарными словами с. 22.