Слайд 1Н.А. Некрасов
«Железная дорога»
Н.Г. Иорданишвили
МБОУ Гимназия №21
г. Батайск
Слайд 2 - Что значит выражения «дорога жизни», «исторический путь»?
-
Кто идёт по этой дороге, по этому пути?
- Что
обозначает выражение «железная дорога» в контексте этой метафоры?
- О какой железной дороге идёт речь в произведении? Что известно было русским читателям о строительстве этой дороги?
Слайд 3 - Из скольких частей состоит произведение?
- Как их
можно озаглавить?
- Какие события образуют скрытый сюжет произведения?
Читаем эпиграф.
Армяк – широкое долгополое одеяние вольного покроя, напоминающее халат… Армяки часто носили ямщики, надевая их поверх полушубков.
Слайд 4 - Вопрос 1 в учебнике (стр. 192 – 193)
о речевой традиции.
Читаем 1-ю часть.
-
Почему поэт видит лёд на реке, жёлтые листья и одновременно лунную ночь? Какое состояние испытывает лирический герой?
- Как соотносятся 1-я и 2-я части – они просто связаны одна с другой или противопоставлены?
Слайд 5 Читаем 2-ю часть до «Чу! Восклицанья
послышались грозные!»
- Почему поэт начинает рассказ о строительстве железной
дороги с рассказа о царе-голоде? Найдём гиперболы, которые использует поэт.
Читаем эпизод «Видения мертвецов».
- Почему поэт сравнивает строительство железной дороги с возделыванием земли: люди умерли, «к жизни воззвав эти дебри бесплодные»? Чего бы хотелось «божиим ратникам»?
- Почему дорога рождает представление о пространстве, усеянном костями: «А по бокам-то всё косточки русские…»?
Слайд 6 - Почему ожившие мертвецы называют себя «мирные дети труда»,
а поэт слышит «восклицания грозные»? Почему восклицания мертвецов производит такое
впечатление?
Читаем описание больного белоруса.
- Почему поэт советует Ване присмотреться к больному белорусу? Почему тот не разогнулся «и теперь ещё»? Почему белорус «тупо молчит», «механически» долбит землю, а поэт называет его действия «привычкой к труду благородной»?
Слайд 7Дочитываем 2-ю часть до конца.
-Чему, по мнению поэта, Ване
нужно научиться у русского народа? Чему он должен научиться сам?
Почему ему не нужно «робеть за отчизну»?
Поэт в стихотворении называет строителей железной дороги мужиками. Дома по словарю В.И. Даля и по другим толковым словарям вы определили значение этого слова и сделали вывод о том, какие оттенки значения были важны поэту.
Слайд 8 Слово «мужик» по словарю В.И. Даля
произошло от слова «муж», что значит «человек рода в полных
годах, возмужалый».
Мужа характеризовали социальное положение и нравственно-психологические качества. Это свободный, самостоятельный человек, часто «достаточный, праведный, благочестивый, богатый».
Слайд 9 Мужик в буквальном смысле
слова – маленький муж. По отношению к крестьянину слово «мужик»
стали использовать в силу низкого социального положения землепашцев, но изначальный смысл – зрелый, ответственный человек – в нём сохранился.
- Когда Некрасов говорит: «Всё это братья твои, мужики!», что он хочет сказать Ване?
Слайд 10 - Как Некрасов относится к народу?
- Как связаны
мертвецы – строители железной дороги, мальчик Ваня и будущее России?
В
чём единство 1-ой и 2-ой частей произведения?
Чему посвящены 3-я и 4-я части? Как их надо прочитать?
Почему генерал, отец Вани, не считает, что Колизей в Риме и собор Святого Стефана в Вене «сотворил» народ? В чём он прав и в чём ошибается?
Слайд 17 - Почему генерал требует от поэта показать светлую сторону
жизни?
Читаем 4-ю часть.
- Почему поэт
называет картину окончания строительных работ отрадной?
- Почему автор выделяет в тексте слова подрядчика: «Недоимку дарю»?
- Сделаем вывод: что же сказал герою генерал и что ответил ему герой?
- Каково значение образа железной дороги в стихотворении Н.А. Некрасова? Что сказал поэт о судьбе русского народа, о его прошлом, настоящем и будущем, назвав произведение «Железная дорога»?
Слайд 18 - «Железная дорога» - поэма или лирическое стихотворение?
- Задание
1 на стр. 194
Домашнее задание:
1. Выполнить дополнительное задание 2 в
учебнике на стр. 194.
2. Прочитать повесть Н.А. Лескова «Левша»