Разделы презентаций


СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ

Содержание

Рождество Христово как христианский праздник отмечается во многих странах мира: католических и православных. Католическое Рождество начинают праздновать 24 декабря, православное – в ночь на 7 января; в домах и на площадях

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Свет рождественской звезды (Рождество в литературе, живописи и музыке)
СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ
(тема

Рождества
в литературе, музыке и живописи)

Свет рождественской звезды (Рождество в литературе, живописи и музыке)СВЕТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЗВЕЗДЫ(тема Рождества в литературе, музыке и живописи)

Слайд 2

Рождество Христово как христианский праздник отмечается во многих странах мира:

католических и православных. Католическое Рождество начинают праздновать 24 декабря, православное

– в ночь на 7 января; в домах и на площадях зажигаются рождественские ёлки.
Сколько же лет празднику Рождества? Этому празднику столько лет, сколько лет назад родился Иисус Христос – 2013 лет, именно с рождества Христова во многих странах мира ведётся летоисчисление.
 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись на всей земле. И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией, будущей матерью Иисуса, отправился туда. В Вифлееме пришло Марии время родить, но места ни в одной гостинице не оказалось, так как пришло много людей. Тогда Мария и Иосиф остановились в пещере неподалёку. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, называемую ясли.. а в это время пастухам, которые стерегли ночью скот, явился ангел и сказал: «Возвещаю вам великую радость: В Вифлееме родился спаситель – Христос Господь. Вы найдёте младенца в яслях».
Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о видении и о младенце. Через восемь дней назвали младенца Иисусом.
Рождество Христово как христианский праздник отмечается во многих странах мира: католических и православных. Католическое Рождество начинают праздновать

Слайд 3

А вот так говорит о той ночи поэт
Владимир Соловьёв:

Во

тьму веков уж ночь та отступила, Когда, устав от злобы и

тревог, Земля в объятьях неба опочила И в тишине родился С-нами-БОГ!
И многое уж невозможно ныне: Цари на небо больше не глядят,  И пастыри не слушают в пустыне, Как ангелы про Бога говорят. Но вечное, что в эту ночь открылось, Несокрушимо временем оно, И Слово вновь в душе твоей родилось, Рожденное под яслями давно. Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он здесь теперь – средь суеты случайной, В потоке шумном жизненных тревог. Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло, мы вечны,
С НАМИ БОГ!
А вот так говорит о той ночи поэт Владимир Соловьёв:Во тьму веков уж ночь та отступила, Когда,

Слайд 4

Русские и зарубежные писатели, композиторы, художники обращались к теме Рождества

как к одной из самых волнующих. В Рождество, когда родился

Иисус Христос, произошло чудо. С тех пор у многих народов существует вера в то, что накануне Рождества обязательно должны произойти какие-либо чудеса.
Русские и зарубежные писатели, композиторы, художники обращались к теме Рождества как к одной из самых волнующих. В

Слайд 5

У немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана есть замечательная сказка

«Щелкунчик и мышиный король», где много чудесного. Эту сказку вот

уже много лет любят читать дети и взрослые. Сказка «Щелкунчик» - волшебная история о девочке Мари и Щелкунчике. В ночь на Рождество крестный подарил ей необычную игрушку и совсем скоро начали происходить чудеса. Детские солдатики и куклы стали оживать и разговаривать, Щелкунчик оказался принцем...
Сюжет сказки родился у Гофмана в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств...

Гофман "Щелкунчик"

У немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана есть замечательная сказка «Щелкунчик и мышиный король», где много чудесного.

Слайд 6

Русский композитор XIX века П. И. Чайковский так был вдохновлён

сказкой Гофмана, что написал музыку к балетному спектаклю «Щелкунчик». Первое

представление балета состоялось в России во 2-й половине XIX века, и до сих пор он ставится на сценах театров многих стран мира.
Русский композитор XIX века П. И. Чайковский так был вдохновлён сказкой Гофмана, что написал музыку к балетному

Слайд 7
Н.В.Гоголь

Н.В.Гоголь

Слайд 8

Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова,

Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что,

читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть «Ночь перед Рождеством» позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства.
Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские

Слайд 10

Опера Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» была написана композитором в

1895 году. Впервые она была поставлена в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского

театра. Музыкально-сценическая редакция оперы, которую осуществил Театр оперы и балета для детей и юношества, сделала спектакль очень игровым и динамичным. Она насыщена не только разноплановыми персонажами, но и калейдоскопической сменой настроений и событий.
Опера «Ночь перед Рождеством» прекрасно передает колорит украинского фольклора через колядки, народные гулянья и рождественские обычаи. Постановка опирается на основную идею произведения Гоголя. Темные силы зла, толкающие человека на недостойные поступки, является не чем иным, как олицетворением человеческих пороков. И только благодатная и истинная сила любви способна их преодолеть.
Сюжет всеми любимых «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголя вдохновляет композиторов по сей день. В ХIX веке были написаны оперы «Черевички» П.Чайковского и «Рождественская ночь» Н. Лысенко , а в ХХ веке - два балета «Ночь перед Рождеством» русского композитора Б. Асафьева и украинского Е. Станковича . Что же касается нынешнего века, эстрадный телемюзикл создал Константин Меладзе.
Опера Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» была написана композитором в 1895 году. Впервые она была поставлена в

Слайд 11

В известном романе Ивана Шмелева "Лето Господне", написанном в 1944

году, описываются все самые значимые для верующего христианина церковные праздники.

Под пером Шмелева возникают картины навсегда ушедшего быта о том, как справляли Рождество в дореволюционной Москве.
В известном романе Ивана Шмелева

Слайд 12

26 декабря 1875 года Ф.М.Достоевский вместе с дочерью Любой побывал

на детском балу и рождественской ёлке, устроенной в Петербургском клубе

художников. 27 декабря Достоевский и А.Ф.Кони прибыли в Колонию для малолетних преступников на окраине города на Охте, возглавляемой известным педагогом и писателем П.А.Ровинским. В эти же предновогодние дни ему несколько раз на улицах Петербурга встретился нищий мальчик, просивший милостыню («мальчик с ручкой»). Все эти предновогодние впечатления легли в основу рождественского (или святочного) рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» Основу сюжета рассказа составил образ маленького нищего мальчика (шести лет или младше), очарованного видом новогодней ёлки за окном богатого дома, где много света, много игрушек, много вкусной еды, много нарядных и чистых детей танцуют и веселятся под звуки музыки, а он вынужден замерзать на людных петербургских улицах, голодный, брошенный на произвол судьбы своими горемычными родителями, давно не евший досыта и не видевший ничего, кроме пьянства, нищеты, грубости, разврата и равнодушия петербургских трущоб. На какой-то момент мечты мальчика о счастливом детстве сбываются, и он оказывается на новогоднем празднике среди таких же, как и он, детей, увлечённый туда неведомым тихим голосом, — он попал на «Христову ёлку».

Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке"

26 декабря 1875 года Ф.М.Достоевский вместе с дочерью Любой побывал на детском балу и рождественской ёлке, устроенной

Слайд 13

Иллюстрации к повести Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке"

Иллюстрации к повести Достоевского

Слайд 14

Святочный рассказ
Н.Лескова
“Христос в гостях у мужика”
был написан к

Рождеству 1880 года и опубликован в первом январском номере детского журнала

“Игрушечка” за 1881 год. Как и в других святочных произведениях, здесь реализуются главные мотивы рождественского повествования ― чудо, спасение, дар. При весьма прозрачных намеках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь все же присутствует дух мистической сверхчувственности, Божественного промысла. В рассказе “Христос в гостях у мужика” пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева ― “Тимофей стал навсегда мирен в сердце своем” ― рассказчик усматривает “перст Божий” и предполагает, что скоро “и всю руку увидим”. И действительно, в финале, когда Тимофей и гости с трепетом надеются на приход Христа ― давно ожидаемого главного гостя, совершается рационально не объяснимое рождественское чудо: “…из сеней, где темно было, неописанный розовый свет светит и… выходит белая, как из снега, рука, и в ней длинная глиняная плошка с огнем… Ветер с вьюгой с надворья ревет, а огня не колышет”
Святочный рассказ Н.Лескова“Христос в гостях у мужика” был написан к Рождеству 1880 года и опубликован в первом январском

Слайд 15Рассказ Леонида Андреева «Ангелочек» имеет автобиографическую основу: в детстве у

писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость образа воскового ангелочка,

Андреев тем самым показывает, насколько призрачно счастье униженных и обездоленных в этом мире. Да, наверное, не только социальный план восприятия действительности важен в этой связи, но и общечеловеческий: каждый из нас нуждается в любви, ведь только тогда к нему приходит ощущение счастья. Но каждый из нас должен понимать, какое это хрупкое и мимолетное ощущение. Образ игрушечного ангелочка соотносится также с образом ангела-хранителя.
Рассказ Леонида Андреева «Ангелочек» имеет автобиографическую основу: в детстве у писателя однажды растаял такой ангелочек. Подчеркивая зыбкость

Слайд 16

Александр Блок, высоко оценивший произведение Леонида Андреева,
в 1909 году

написал стихотворение «Сусальный ангел» по мотивам этого рассказа
На разукрашенную

елку
И на играющих детей
Сусальный ангел смотрит в щелку
Закрытых наглухо дверей.
А няня топит печку в детской,
Огонь трещит, горит светло...
Но ангел тает. Он - немецкий.
Ему не больно и тепло.
Сначала тают крылья крошки,
Головка падает назад,
Сломались сахарные ножки
И в сладкой лужице лежат...
Потом и лужица засохла.
Хозяйка ищет - нет его...
А няня старая оглохла,
Ворчит, не помнит ничего...
Ломайтесь, тайте и умрите,
Созданья хрупкие мечты,
Под ярким пламенем событий,
Под гул житейской суеты!
Так! Погибайте! Что' в вас толку?
Пускай лишь раз, былым дыша,
О вас поплачет втихомолку
Шалунья девочка - душа...
25 ноября 1909
Александр Блок, высоко оценивший произведение Леонида Андреева, в 1909 году написал стихотворение «Сусальный ангел» по мотивам этого

Слайд 17

В.А.Никифоров-Волгин «Серебряная метель» Автор обращается к одной из своих любимых

тем – к теме детства. Автор раскрывает богатство и сложность

духовного мира ребёнка. «Серебряная метель» по жанру относится к рождественскому рассказу. Рождество воспринимается героем не просто как праздник с ёлкой и подарками, но как торжество духа, праздник души, и это своё сокровенное знание герой оберегает от постороннего взгляда, отстаивает и защищает. Герой Никифорова-Волгина совершает чудо преображения своего мира, создания своей реальности, особой атмосферы духа. Рассказ наполнен светом любви к миру, Богу, человеку и дарит чувство благодарности, показывает, насколько важна в человеке способность веры в чудо.
В.А.Никифоров-Волгин «Серебряная метель» Автор обращается к одной из своих любимых тем – к теме детства. Автор раскрывает

Слайд 18

«Девочка со спичками»Ханса Кристиана Андерсена — короткий святочный рассказ, написанный

в замке Августенборг как текстовое сопровождение к гравюре Иоганна Лундбю

с изображением юной продавщицы спичек. Опубликован в в 1845 году. Рассказ повествует о маленькой продавщице спичек, которая замерзает в канун Нового года, предпочитая не возвращаться домой из страха перед жестоким отцом. Каждый раз, когда она зажигает спичку, чтобы согреться, перед её глазами встают светлые видения — жирный новогодний гусь, который поднимается с тарелки и идёт к ней навстречу, новогодняя ёлка с игрушками, покойная бабушка… Поутру девочку находят замёрзшей с коробком сожжённых спичек.
«Девочка со спичками»Ханса Кристиана Андерсена — короткий святочный рассказ, написанный в замке Августенборг как текстовое сопровождение к

Слайд 19

иллюстрации к сказке Андерсена "Девочка со спичками"

иллюстрации к сказке Андерсена

Слайд 20

П.И.Чайковский.
Времена года. Декабрь. Святки.

П.И.Чайковский. Времена года. Декабрь. Святки.

Слайд 21

Святки - время от Рождества до Крещения. Праздник, в котором

сочетались элементы обряда христианского с языческими. На святки ходили ряженые

из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками. Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи композитора подзаголовок “Вальс”. И это не случайно. Вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса и вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.
Святки - время от Рождества до Крещения. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с языческими. На

Слайд 22

Тема Рождества была одной из самых важных и в живописи

прошлых эпох. Многие знаменитые художники разных стран Европы воплотили эту

волнующую тему на своих живописных полотнах.

Питер Брейгель Старший «Рождество Христово» (16 век).
На картине Дева Мария изображена как простая крестьянка, одетая в голубое покрывало. На её коленях изображён младенец Иисус. С левой стороны около Марии и её божественного Сына нарисованы волхвы с дарами. Марию окружает множество людей, но она никого не замечает вокруг, а занята только своим младенцем. Вместо вертепа над головами персонажей художник изобразил деревянный навес. Вся картина наполнена напряжённым, почтительным вниманием окружающих к Деве Марии и Божьему Сыну.

Тема Рождества была одной из самых важных и в живописи прошлых эпох. Многие знаменитые художники разных стран

Слайд 23

Федерико Бароччи
 «Рождество Христово», 1597

Очаровательный маленький Христос уютно устроился под взглядом

матери в своей постельке в яслях, завернутый в бледно-лиловое покрывало.

Ниспадающие ярко-розовые и шафранные одежды Марии сверкают в свете, идущем не извне, а от ребенка. Тем же сиянием его бытия освещена подушка Иисуса. Позади Иосиф взволнованными жестами приглашает пастухов, но эта деталь лишь помогает прочувствовать близкие отношения участников сцены. Картина наполнена чистотой и благоговением к свершившемуся событию.  
Федерико Бароччи «Рождество Христово», 1597Очаровательный маленький Христос уютно устроился под взглядом матери в своей постельке в яслях, завернутый

Слайд 24

АЛЛЕГРИ-АНТОНИО КОРРЕДЖО.
Рождество Христово (Ночь)  [ок. 1530]
Никто не мог превзойти

Корреджо в понимании световых контрастов, как мы видим это в

большом алтарном образе «Рождество Христово», получившем название «Ночь». Невозможно оторвать взгляда от выражения лица Марии: оно полно необычайной нежности и вызывает на лицах зрителей умиление. Пожалуй, Корреджо, как никакому другому художнику, в большей степени удалось в своём произведении передать настоящее чувство материнской любви. Это произведение было написано художником около 1530 г. В настоящее время оно бережно хранится в Дрезденской картинной галерее.
АЛЛЕГРИ-АНТОНИО КОРРЕДЖО.Рождество Христово (Ночь)  [ок. 1530] Никто не мог превзойти Корреджо в понимании световых контрастов, как мы

Слайд 25

Рождество Христово было таким значительным в жизни всего человечества, что

стало одной из самых важных тем художественных, музыкальных и живописных

произведений. Мы познакомились только с некоторыми произведениями литературы, живописи и музыки, но их, конечно, было намного больше. В наше время тема Рождества Христова продолжает занимать умы писателей, композиторов и художников, но это уже совсем другая история…
Рождество Христово было таким значительным в жизни всего человечества, что стало одной из самых важных тем художественных,

Слайд 26Список использованной литературы и сайтов
http://www.pravoslavie.ru/put/28884.htm

http://mozhblag.prihod.ru/forkids/view/id/1152497

http://christmas.msk.ru/photo/1

http://www.liveinternet.ru/users/luchnitza/post199838206

http://kati.com.ua/events/1271-opera-noch-pered-rozhdestvom-v-teatre-opery-i-baleta-dlya-detey-i-yunoshestva/

http://music-fantasy.ru/content/chaykovskiy-vremena-goda-dekabr-svyatki-dlya-malyshey
Праздники русской православной церкви. Издательство «Ниола-пресс».

2009
Иллюстрированная православная энциклопедия. Москва: Даръ.2012
Вифлеемская звезда. Рождество и Пасха в

стихах и прозе. — М.: Детская литература, 1993
Рождественская звезда: Сборник. – М.: Издательский дом «Круглый год», 1995
11) Материал из Википедии. Рождество Христово.
Список использованной литературы и сайтовhttp://www.pravoslavie.ru/put/28884.htmhttp://mozhblag.prihod.ru/forkids/view/id/1152497http://christmas.msk.ru/photo/1http://www.liveinternet.ru/users/luchnitza/post199838206http://kati.com.ua/events/1271-opera-noch-pered-rozhdestvom-v-teatre-opery-i-baleta-dlya-detey-i-yunoshestva/http://music-fantasy.ru/content/chaykovskiy-vremena-goda-dekabr-svyatki-dlya-malysheyПраздники русской православной церкви. Издательство «Ниола-пресс». 2009Иллюстрированная православная энциклопедия. Москва: Даръ.2012Вифлеемская звезда. Рождество

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика