Слайд 1«Там русский дух, там Русью пахнет…»
Просвирнина Альбина
Афанасьевна
МОУ лицей № 1 г.Мурманск
Слайд 2 Мир славянской мифологии
Язычество – от
«языки»(суть: народы,племена);
это вера во множество богов, которые олице-
творяли силы природы,
представления людей об
окружающем мире, мире человеческих отноше-
ний.
Слайд 3 Древние славяне -язычники
Идол («капь», статуя)
– изображение бога.
Капище – место приношения жертв богам и бо-
жествам.Святилища
под открытым небом часто
были круглыми,состоящими из двух валов.Во внутреннем кругу ставились идолы,здесь горел
жертвенник и приносились жертвы богам. Вне-
шний круг назывался требищем.
Треба – языческое приношение и ритуальное
съедение жертвенной пищи всеми присутству-
ющими.
Слайд 6Сварог – верховный владыка Все-
ленной,родоначальник богов; отец
солнца и огня. Все
основные боги
славянские – дети Сварога, оттого
зовутся Сварожичи.
Слайд 8Перун – грозное славянское божест-
во,сын Сварога.Молнии-его оружие,
радуга – его лук,
тучи-одежда, гром-
далеко звучащее слово, ветры и бу-
ри- дыхание.Признается богом зем-
ного
огня, богом морей и рек,богом
ветров.
Слайд 9Немного истории
У Перуна была огромная свита: Гром,Молния,
Град,Дождь,русалки и водяные, ветры,которых
четыре,
как и четыре стороны света.Отсюда день Перуна – четверг( ср.
«после дождичка в
четверг», «чистый четверг»).Перуну и другим
Богам служат богатыри: Горыня, Верни-гора,
Дубыня, Елиня, Лесиня, Бор, Верни-вода,Усыня,
Медведко,Соловей-разбойник(ураганный ветер),
Святогор и др.
Слайд 10 М.Херасков «Владимириада»
Боги велики; но страшен
Перун;
Ужас наводит тяжела стопа,
Как он, в предшествии молний своих,
Мраком одеян,
вихрями повит,
Грозные тучи ведет за собой.
Ступит на облак – огни из-под пят;
Ризой махнет –побагровеет твердь;
Взглянет на землю – встрепещет земля;
Взглянет на море – котлом закипит.
Клонятся горы былинкой пред ним.
Страшный! Свой гнев ты от нас отврати!
Слайд 12Перуница – супруга громовержца
Перуна; дева-громовница.Она раз-
деляет власть над грозами со
сво-
им мужем.Подчеркивается ее воин-
ственная сущность.
Слайд 13 Ю.Медведев «Копьеносица»
…Но едва лишь восток по
уходу
Стражей ночи зазолотится –
Открывает ключами ворота небесного свода
Копьеносица Перуница.
Для богов
и людей
Возвещает приход светозарного Солнца
И на тройке ретивых коней
По небесному кругу несется…
Слайд 15Дажьбог – сын Сварога, бог солнца.
Дажьбогов день праздновали весной
В этот
день сжигали Зиму,пекли
сладкие хлебы, а яйца красили лу-
ковой шелухой
в солнечный крас –
ный цвет.Под покровительством
Дажьбога находились все божества
плодородия.
Слайд 17Ярило –обаятельное славянское
божество; представитель силы мо-
гучей,удали богатырской,веселья
молодецкого.Ярилин праздник начи-
нается тем,что
девушки выбирают
прекрасного юношу,сажают на коня,
наряжают в цветы.Проводы Ярилы-
это и проводы
весны.
Слайд 19Макошь –богиня,влиянием на лю -
дей равная Перуну.Это олицетворе-
ние Матери Сырой
Земли, а также
дочь Перуна; богиня плодородия,
посредница между небом и землей;
покровительница
женщин и их дел,
а также торговли.
Слайд 21Лада – славянская богиня красоты,
любви и бракосочетаний.
О человеке,который женился без
любви,
говорили: «Не с Ладою же-
нился!»Чтобы избегнуть таких бед,
молодожены приносили богине
цве-
ты,мед и ягоды.
Слайд 23Лель –сын богини Лады, он побуж-
дает природу к оплодотворению, а
людей
– к брачным союзам.Об этом
боге страсти до сих пор напоминает
слово
«лелеять», то есть нежить,
любить.
Слайд 25Белбог –воплощение света, боже-
ство удачи, счастья, блага.
Чернобог – олицетворение всех
злоключений
и бед,воплощение
земного мрака, вечной вселенской
тьмы.
Слайд 27Див – одно из воплощений верхов-
ного бога Сварога.Это вихрь-чело-
век,сверкающий точно
молния, ко-
торый внезапно появлялся на пути
войска,идущего в поход, и выкликал
пророчества:
то страшные, то бла –
гоприятные.
Слайд 29Доля и Недоля – счастье и несча-
стье, судьба и несудьба,
удача и не-
удача.Это две сестры, небесные пряхи,которые плели нить жизни
каждого
человека.Но у Доли с вере-
тена текла ровная,золотистая нить,
а Недоли –неровная,непрочная.
Слайд 31Морана – богиня бесплодной,бо –
лезненной дряхлости, увядания
жизни и ее неизбежного
конца –
смерти.
В слове «мор»,которое обозначает
поголовную и внезапную смерть це-
лых народов,
сохранилась память
об этой жестокой богине.
Слайд 33Берегиня – это богиня,породившая
все сущее.В берегинь обращались
просватанные невесты,умершие до
свадьбы; берегини
хранили благо-
получие разных мест и видов при-
роды.
Слайд 35Птица Гамаюн–посланница славян-
ских богов, их глашатай. Она поет
людям божественные гимны
и про-
возвещает будущее тем, кто согла-
сен слушать тайное.Гамаюн все на
свете
знает.По древнему поверью,
крик птицы Гамаюн предвещает
счастье.
Слайд 37Баба Яга – персонаж славянской
мифологии; принадлежит сразу
двум мирам: миру живых
и миру
мертвых.Отсюда ее безграничные
возможности.Она обитает в дрему-
чем лесу,который издавна вселял
в
людей страх, поскольку восприни-
мался как граница между миром мертвых и живых.
Слайд 38Немного истории.
Слово «Яга» – огрубленное от «Яшка».Яшей в
славянских песнях называли
ящура – некогда
жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого;
отсюда слово пращур.Баба Яга
изначально-прародительница,очень древнее по-
ложительное божество, хранительница рода и
традиций, детей и околодомашнего пространст-
ва.В период принятия христианства всем язы-
ческим богам и божествам придавались злые
черты.Так строгая прародительница стала злоб-
ным существом.
Слайд 40Кощей Бессмертный – от слова
«кощь»(сухой,тощий, худой телом).
Кощей –представитель темных
туч,
окованных стужею, иссушитель влаги,скупой хранитель сокровищ и
похититель красавиц.
Слайд 42Домовой - дух,который живет в
каждой крестьянской избе;храни –
тель домашнего
очага,незримый помощник хозяев.Он может и озор –
ничать(во сне щекотать, посудой
греметь),
но главное дело его – до-
смотр за хозяйством.
Слайд 43ВСПОМНИМ!
-Что такое фольклор?
-В каких жанрах фольклора можно встре-
тить образы славянской
мифологии?
- Какие это образы? Как они себя прояв-
ляют?
-Какие авторы и
в каких произведениях
художественной литературы обращают-
ся к языческим сюжетам и образам?
Слайд 44-Кто из русских композиторов проявлял
интерес к славянской мифологии? В ка-
ких
произведениях это можно увидеть и
услышать?
-Какие художественные фильмы, мульт-
фильмы, героями
которых стали персо-
нажи мифов, вам знакомы? Что нового,
может быть, неожиданного внесли их ав-
торы в понимание этих персонажей?
Слайд 45-Знакомы ли вам русские художники, ко-
торые в своем творчестве обращались
к
теме славянской мифологии? Какие кар-
тины и каких авторов вы знаете?
Это интересно
Библиография
1.Костомаров Н.И.Домашняя жизнь и нравы ве-
ликорусского народа,М.,1993.
2.Нидерле Е.Славянские
древности,М.,1974.
3.Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси,М.,1988
4.Снегирев И.М.Русские простонародные празд-
ники и суеверные обряды.М.,1837-1839.
5.Афанасьев А.Н.Народные русские сказки,М.,
1958.
Слайд 476.Флоринский Т.Д.Обряды и обрядовый фольк-
лор,Л.,1974.
7.Сумцов Н.Ф.Культурные переживания,Киев,
1890.
8.Соколов В.К.Весенне-летние каледарные об-
ряды
русских, украинцев и белоруссов,М.,1979.
9.Грушко Е.А.,Медведев Ю.М.Русские легенды и
предания,М.,2004.