Слайд 1Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку!
Проверьте! У вас должно быть:
Рабочие
тетради
Учебник
Дневник
Ручка и карандаш
А еще
Рабочий настрой,
Хорошее настроение и желание узнать новое!
Слайд 2Обращаем внимание, что в течение урока оцениваем работу одноклассников
Критерии оценивания
в группах:
1.Активность на уроке
2.Дает полный, развернутый ответ
3.Делает вывод
4.Понимает материал урока
Слайд 3
Запишите число. Проверяем, дополняем домашнее задание по повести Н.В.Гоголя «Тарас
Бульба»
Используя текст повести, ответьте на вопрос: Что представляет собой
легендарное место- Запорожская Сечь? (быт, нравы, законы, характер запорожцев)
Дополните домашнее задание!
Запорожская Сечь:
1.Военная организация вольного народа
2.Демократизм казачьего
общества – равный среди равных
3.Добровольное служение своему Отечеству
4.Чувство товарищества и православная вера
5. Крайние проявления человеческих характеров (бешеный разгул- бьются насмерть; суровость, мужество - бешеный нрав)
6.Главные черты запорожцев: любовь к родной земле, борьба за национальную независимость, веру
Почему Н.В. Гоголь подробно описывает Запорожскую Сечь?
Слайд 5Запишите тему, зпиграф и проблемный вопрос урока.
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Характеристика
Тараса Бульбы
Эпиграф: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки
и такая сила, которая пересилила русскую силу?»
Почему повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» актуальна для нас, читателей 21 века?
Как вы понимаете эпиграф?
Слайд 6задание
Сформулируйте цели урока.
Что мы будем делать на уроке?
Для чего мы
будем изучать эту тему?
Слайд 7Цели урока
- Понять, что повесть поднимает актуальные для всех
эпох проблемы родины и патриотизма, сохранения традиций и вероисповедания, национального
достоинства, любви, верности и дружбы
-Развивать свою речь
-Учиться излагать свою мысль развернуто, доказательно, логично
Слайд 8«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все
те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля
и козачество на всю Украйну!» – восклицает Гоголь.
«Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!» – вторит ему Репин
Задумаемся? Н.В.Гоголь трудился над повестью «Тарас Бульба» 9 лет, И.Е.Репин над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»-11. Почему?
Слайд 9
Дополните запись в тетради!
Гоголь, и
Репин глубоко изучили тему национального освободительного движения.
Это многое объясняет
в характере Тараса Бульбы.
Картина Репина создает яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.
Репин писал: «И вот эта гордость удальцов, даровитейших людей своего времени усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит
даже их сильной тогда цивилизации и
от души хохочет
над их высокомерием…»
Слайд 10
Работаем в группах! Помогаем, советуемся, решаем вместе!
Задание:
Используя текст
повести, составьте характеристику Тараса Бульбы
1 группа Внешний облик, его значение
2
группа Черты характера, образ жизни
3 группа Отношение к сыновьям, товарищам, Отчизне, вере
4 группа Какие качества
проявляет Тарас в бою?
Слайд 11Характеристика Тараса Бульбы.
«Бульба герой, Бульба человек с железным характером,
железною волею…»
В.Г. Белинский
Литературный критик 19 века
Иллюстрация Е.А.Кибрика
Слайд 12Проверим и дополним!
Характеристика Тараса Бульбы. Развернутый план
1. Внешний
облик, его значение (сравнение с былинным богатырем возвышает героя, крупный,
могучий)
2. Черты характера, образ жизни(упрям, горяч, грубый, прямой, создан для бранной тревоги, защитник православия, любил простую жизнь казаков, смысл жизни видел в борьбе за независимость Родины)
3. Отношение к сыновьям, товарищам, Отчизне, вере(к сыновьям- любовь, надежда, справедливость, видит продолжение себя; к товарищам- верность, уважение, ведет за собой боевое братство; к Отчизне- самоотверженная любовь, преданность)
4. Какие качества проявляет Тарас в бою? (бесстрашие, хладнокровность, сила, отдать свою жизнь за свободу родной земли)
Вывод. Можно ли Тараса Бульбу назвать патриотом своей Отчизны?
Оцените работу своих товарищей! Начинайте заполнять критерии!
Слайд 13Речь Тараса Бульбы о товариществе
с 247 учебник (дополнение к п.3
характеристики)
Прочитаем отрывок
Сформулируем главную мысль
Как характеризует Тараса Бульбу речь?
Дополним план
Слайд 14Подумаем вместе!
Задание Составьте синквейн по теме урока
1. Одно существительное –
тема синквейна.
2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Три глагола,
описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Слайд 15 Проверим получившиеся
синквейны
Тарас Бульба
смелый, преданный
защищает, борется , отдает жизнь
«Бульба герой, Бульба человек с железным характером, железною волею…»
Истинный патриот
Оцените своих товарищей!
Слайд 16Итоги урока
Что сегодня узнали нового, интересного?
Какой вывод сделали лично
для себя?
Ответим на вопрос урока:
Почему повесть Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» актуальна
для нас, читателей 21 века?
Слайд 17Домашнее задание
Напишите сочинение по одной из предложенных тем:
1.Характеристика Тараса Бульбы.
2.Сравнительная
характеристика Остапа и Андрия.
3.Запорожская Сечь - основа
казачества.
Слайд 18Спасибо всем за урок!
На следующем уроке увидимся
Но если есть
вопросы и проблемы, можно встретиться раньше и решить их.
До свидания!