Слайд 1Внесюжетные элементы.
что это и зачем?
Слайд 2Внесюжетные элементы не менее важны, чем сюжет
Помимо сюжета, в композиции
произведения существуют еще внесюжетные элементы.
Если сюжет произведения –
это подвижная сторона композиции, то внесюжетные элементы – статическая. Это такие элементы, которые не продвигают действия вперед, во время внесюжетных элементов ничего не случается.
Различают три основные разновидности внесюжетных элементов: описание, авторские отступления и вставные эпизоды, например, воспоминания о детстве героя (иначе их называют еще вставными историями или новеллами).
Слайд 3Внесюжетный элемент - описание
Описание – это литературное изображение внешнего мира
(пейзажа, портрета, мира вещей). Описания – наиболее распространенный вид внесюжетных
элементов, они присутствуют практически в каждом эпическом произведении.
Слайд 4Описание может помочь читателю как наяву увидеть героя произведения.
Например описание
Герасима из рассказа «Муму»:
двенадцати вершков роста, богатырь, одарённый необычайной
силой, огромные ладони, продолговатые и твёрдые мышцы плечей… работал за четверых, дело спорилось в его руках, весело было смотреть на него , когда он либо пахал… либо о Петров день сокрушительно действовал косой, либо проворно и безостановочно молотил трёхаршинным цепом… был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок…
Слайд 5Авторские отступления
Авторские отступления – это развернутые авторские высказывания философского, лирического,
биографического характера. При этом данные высказывания не характеризуют отдельных персонажей.
Авторские отступления – необязательный элемент в композиции произведения, но когда они там все же появляются («Евгений Онегин» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя, «Мастер и Маргарита» Булгакова и др.), они играют, как правило, важнейшую роль.
Слайд 6Лирическое отступление из романа «Евгений Онегин»
Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнёт и нет: известно это,
Хоть мы
признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Слайд 7Вставные эпизоды
Вставные эпизоды — эпизоды, не связанные непосредственно с сюжетом
произведения. Они используются автором для иллюстрирования идейного замысла произведения.
Вставные эпизоды могут быть даны в виде снов персонажей, писем, дневниковых записей и т.д.
В этом случае они выступают как средство характеристики героя, как отражение его переживаний
(сон Татьяны, письма Татьяны и Онегина, песня девушек в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина; сон Гринева в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина; «Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя).
Слайд 8Внутренние монологи героя - повествователя
В некоторых случаях к внесюжетным элементам
можно отнести размышления героя, которые выключаются из сюжетной цепи (например,
большинство внутренних монологов Печорина в «Герое нашего времени»).
Слайд 9Пейзаж не только фон для сюжета, но и способ создать
настроение, подчеркнуть тот или другой мотив .
Поднялся частый дождь, и
отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнял пустую дачу; бесшумно выползал из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба…
Л.Андреев «Кусака»
Слайд 10Интерьер – описание дома и вещей, обстановки …
Он в том
покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился
В окно смотрел
и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил,
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года…
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Слайд 11Роль внесюжетных элементов
Сюжет говорит о событиях, которые происходят с героями.
Внесюжетные
элементы позволяют автору выразить свое отношение к изображаемому, прояснить смысл
произведения для читателя.