Слайд 2План урока:
Творческий путь Н.С.Лескова
Праведники Лескова.
«Левша». История создания.
Жанр произведения.
Сюжет.
Государственные люди и
Левша.
Речь героев.
Заключение.
Слайд 3Творческий путь Николая Семеновича Лескова был сложным и противоречивым. Детские
годы его прошли на Орловщине, в небольшом хуторе.
Первые детские впечатления, связанные с родительским домом и орловской землей, - самые теплые, самые радостные. Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет, и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми.
Слайд 4Праведники Лескова
Праведник для Лескова «тот, кто, преодолевая свои
недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям». Праведники – «маленькие великие
люди», бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость. Праведник – это обязательно патриот, «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…»
Слайд 5 Н.С.Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу
такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему
сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого….».
Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное».
История создания
Слайд 6Жанр произведения
Сказ – это жанр, в котором повествование ведется
от лица вымышленного рассказчика, и при этом воспроизводятся все особенности
«живой речи» говорящего. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к наиболее ярким образцам этого жанра.
Слайд 7Сюжет
Баснословная история стальной блохи кажется не очень
замысловатой: получил император Александр I в подарок от англичан микроскопическую
стальную блоху, привез ее домой и забыл. Нашел блоху его преемник, император Николай I и поручил атаману Платову передать ее в Тулу, а там тульским мастерам «подумать» о ней.
Слайд 8Государственные люди и Левша
Александр I
Государственные люди
противопоставлены Левше. Император Александр I выделен «ласковостью» симпатиями к промышленному
западу и недоверием к собственному народу («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»).
Слайд 9М.И.Платов
Защитником нации во время заграничных экскурсий
царя выступает Платов. В результате он попадает в опалу на
«досадную укушетку».
Слайд 10Николай I
«Ужасно какой замечательный и памятный» царь
Николай I, напротив, превосходит патриотизм Платова, не теряя веры в
русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.
Слайд 11Государь император Александр Павлович с Платовым в аглицких кунсткамерах.
Левша,
аглицкий полшкипер и черт из пучины, он же «морской водоглаз».
Слайд 12Патриотизм в произведении
Патриотизм – это любовь к
родине.
Что вкладывает Левша в понятия «отечество,
родина»?
Прежде всего для него – это дом и семья: «…у меня дома родители есть».
Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма.
Слайд 13 Умирая, Левша «одно только мог внятно выговорить»
- чтобы ружья кирпичом не чистили, а то «храни Бог
войны, они стрелять не годятся». И последние слова забытого и никому не нужного героя – тоже о благе родины.
Слайд 14Речь героев
Речь рассказчика и героев сложна, полна
сложных оборотов, нередко неправильна.
Рассказывая о чужеземных
и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл, например: кушетка – укушетка, таблица – долбица, двухместная – двухсестная, микроскоп – мелкоскоп и др.
Слайд 15Заключение
На этом уроке вы познакомились со «Сказом
о тульском косом левше и о стальной блохе» и его
главным героем – Левшой.
Вы узнали:
об особенностях жанра «сказа»;
кто такие праведники Н.С.Лескова;
о необычном языке героев сказа;
об идее патриотизма, которая заложена в этом произведении.
Н.С.Лесков говорил: «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ». Поэтому косой левша в сказе не имеет имени, и даже прозвище его пишется с маленькой буквы – он один из многих талантливых русских людей.
Слайд 16Автор разработки:
Алексеева Татьяна Николаевна
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ
№ 4