Слайд 1М.Ю. Лермонтов: личность, судьба,эпоха.
К 200-летию со дня рождения поэта
9 класс.
Слайд 2….Этой жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя
длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей
красе своей….
В.Г. Белинский
Слайд 3Лермонтов Михаил Юрьевич
(3 октября 1814-15 июля 1841г.г.)
Крупнейший поэт России,
основоположник наряду с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем русской классической
прозы.
Слайд 4Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь со 2 на 3(15).10. 1814
г. в Москве, в доме генерала -майора Ф.Н. Толя, напротив
Красных ворот.
Слайд 5Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817) происходила из богатого дворянского рода
Столыпиных.
Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке
из небогатых помещиков Тульской губернии.
Слайд 611 (23) октября в церкви Трёх святителей у Красных ворот крестили новорождённого Михаила
Лермонтова. Крёстной матерью стала бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она же,
недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом в честь деда Михаила Васильевича Арсеньева.
Слайд 7Детство маленького Михаила омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с
бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, разлукой с отцом.
Детские годы будущий поэт
провел в имении бабушки Тарханах , Пензенской губернии.
Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался сильным здоровьем. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы он окреп, для этого она каждый год возила его в Пятигорск на Минеральные источники.
Тарханы
Пятигорск 1830г
Слайд 8С детства проявились его недюженные дарования :
свободно владел несколькими иностранными
языками,
прекрасно рисовал и писал стихи .
Слайд 9Обучение:
1828-1830 г.г.- Благородный пансион при Московском университете, устроен полупансионером.
Справка :Полупансионер-
это учащийся, приезжавший в пансион с утра, а в шесть
часов вечера возвращающийся домой.
1830-1832г.г.- студент Московского университета
1831 г.- публичное выступление против консервативного профессора М.Я.Малова ( отчисление из университета)
1832-1834 г.г.- Петербургская школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
1834 г.- служба в гвардии
Слайд 10….. “Поступаю в школу гвардейских подпрапорщиков. Если бы вы могли
догадаться, сколько огорчений мне это причиняет, вы бы меня пожалели……-пишет
он в одном из писем.”
Школа гвардейских подпрапорщиков
Жесткий контроль, отсутствие атмосферы творчества и литературных интересов противоречили складу души поэта.
Слайд 11Кавказ в жизни поэта.
1837 г.- крутой перелом в судьбе Лермонтова.
Гневным откликом на гибель А.С. Пушкина
явилось стихотворение “Смерть поэта” , что послужило первой ссылкой поэта на Кавказ.
1838 г.- знакомство с ссыльными декабристами и лечившимся на Кавказе В.Г. Белинским, дружба с разжалованным в солдаты А.И. Одоевским. Во время визита императора в Тифлис М.Ю. Лермонтов был прощен. Прибыл в Москву, затем в Петербург.
1840 г.- вторая ссылка – за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом.
1840 г.- отличился в боевых действиях, но наград не удостоен.
1841г. – прибытие в Петербург. Встреча на вечере у
Карамзиных с Н.Н. Пушкиной .“Прощание их было самое
задушевное.…”- (запись в журнале П.А.Плетнева).
Май 1841г.- приезд Лермонтова на лечение в Пятигорск.
15 июля 1841 г.- нелепая ссора на балу привела к дуэли,
Поэт был убит своим бывшим однокашником-майором
В.С. Мартыновым. Гора Машук, Пятигорск.
Кавказ навсегда вошел в жизнь и творчество поэта.
Слайд 12Ранняя лирика поэта
( 1828-1832г.г.)
Философская тема ( размышление о жизни и
смерти, о бытии):
“Слава” (1831г.), "Небо и звезды", "Ночь I",
"Ночь II", "Смерть", "Чаша жизни“
Любовная тема (циклы, обращенные к Е.А.Сушковой,
Н.Ф. Ивановой, В.А. Бахметевой):
“Арфа”, “Видение”, “Желанье”, “К княгине Л. Горчаковой”, “ К чему волшебною улыбкой”, “Как дух отчаянья и зла”, “Когда к тебе молвы рассказ”
Гражданская тема:
с апофеозом древнего Новгорода ( поэма “Последний сын вольности” 1831 г.)
Интерес к народным восстаниям во Франции ( “30 июля – ( Париж) 1830 года”)
К будущему России (“Предсказание”, “Поэт”(1828г.), “Нищий” (1830 г.), “Письмо” (1829г.)
Слайд 13В 1832 году завершился ранний период творчества Лермонтова.
С взыскательностью
гения он осудил все свои слабые создания, все ребяческие произведения,
все попытки быть похожим на кого-то другого, великого и славного. Теперь он говорит:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
("Нет, я не Байрон")
В нем, действительно, вырастал новый мировой поэт. Два года назад он мечтал достигнуть Байрона, теперь он понял свое особенное назначение, самобытность собственного творчества.
Слайд 14Зрелый период творчества поэта
(1833-1841 г.г.)
Со второй половины 30-х годов творчество
Лермонтова становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом
отношении. Стихи Лермонтова начали публиковать. Большой успех имела историческая поэма «Песня про царя Ивана Васильевича...» (1838г. )
Первая публикация – “Бородино”
1840 г.- единственный прижизненный сборник “Стихотворения М.Ю.Лермонтова” (26 стихотворений, 2 поэмы),
роман “Герой нашего времени” ( переиздание с предисловием- 1841 г.)
“Дума”, “Поэт” (1838 г.), “Завещание” (1840 г.) “Родина” ,
“Прощай ,немытая Россия”(1841г.)
Слайд 15 В зрелой лирике М.Ю.Лермонтова главными темами остаются – любовь
к Родине, тема человека и природы, тема одиночества, размышления о
будущем России, историческое прошлое которой волновало поэта всегда.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
( “Родина”)
Слайд 16Вопросы:
Где проходило детство М.Ю.Лермонтова?
Рассказать о происхождении поэта.
Назовите творческие периоды жизни
Лермонтова.
Каковы были причины ссылки поэта на Кавказ.
Какие темы раскрывает поэт
в своем творчестве.
К какому литературному направлению относится ранняя лирика М.Ю.Лермонтова?
Домашнее задание:
1. Выразительное чтение ранней лирики Лермонтова (по выбору);
2. Конспект статьи учебника “Творчество Лермонтова”;
3. Ответить на вопрос: в чем суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви? (письменно)