Слайд 1Алтаева Мария Георгиевна
учитель русского языка и литературы
МБУОШ-И «Угутская школа-интернат»
2012 г.
Слайд 2Методическая разработка урока литературы
в 11 классе
Слайд 3
Тема урока: «Своеобразие лирики
Бориса Леонидовича Пастернака»
1. Тип урока:
урок изучения нового материала;
2. Форма урока: групповая организация учебной работы;
3. Вид урока: урок-мастерская построения новых знаний.
4. Место урока в теме: первый урок по творчеству Б.Пастернака;
5. Оборудование: :Раздаточный материал (ксерокопии стихотворений Б.Пастернака); презентация по биографии Б.Л.Пастернака, карточки-задания, видеоклип романса в испонении Ирины Сказиной, мультимедийный проектор, видеоряд к стихотворению.
Подготовка к уроку:
Домашнее задание. Повторить художественные средства выразительности.
Индивидуальные задания. Выразительное чтение наизусть стихотворений
« Февраль. Достать чернил и плакать», « Ландыши»; «На ранних поездах», «Опять весна»; составление презентации по биографии Б.Л.Пастернака.
Слайд 4
Цель и задачи урока:
Цели: через стихотворения Бориса
Пастернака создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс
собственного личностного развития, личностной мотивации.
Задачи:
обучающие - познакомить с основными этапами жизни Б.Пастернака; Осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; формирование знаний об особенностях поэтического мира Б. Л. Пастернака.
развивающие - создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное; формирование коммуникативных качеств личности.
воспитательные - способствовать приобщению к культурному наследию; формирование эстетического вкуса; воспитание культуры умственного труда.
1. Организационный момент (3 мин).
2. Подготовка учащихся к
основному этапу урока:(10 мин.)
2.1 Индуктор;
2.2 Реализация домашнего задания:
выступление учащихся о биографии Б. Пастернака, сопровождаемое презентацией.
3. Этап усвоения знаний. В творческой мастерской (15 мин)
3.1 Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»
3.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах», «Опять весна».
4. Этап закрепления в практической деятельности: написание сочинения-миниатюры (7мин.)
5. Этап обобщения: (4 мин)
5.1 Итоговая социализация.
6. Подведение итогов (2)
7. Рефлексия (2 мин)
8. Домашнее задание. (2 мин)
Слайд 6Для достижения поставленных цели и задач на уроке использовались следующие
методы:
Метод «ключевых слов»;
Метод исследования;
Метод смысловых ассоциаций;
Практический;
Словесный;
Наглядный.
Слайд 7 Использована литература:
Л.В.Байбородова, В.В.Белкина. Образовательные технологии:
Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
Ерёмина
Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
Пастернак Б.Л. Стихотворения. Проза. – М.: «Олимп»; ООо «Издательство АСТ», 2000.-(Школа классики);
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
http:// festival.1september.ru
http:// l-chigir.narod.ru
Ход урока.
1.Организационный момент урока.
1.1. Проверка готовности класса
к уроку
1.2. Организация учащихся на учебную деятельность
Слайд 91.Организационный момент урока.
Вводное слово учителя: Серебряный век русской поэзии. Вот
опять на нашем пути изучения литературы встретилось это понятие. И
это не случайно, ведь Серебряный век – это рождение ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Среди блестящего созвездия имен имя поэта, о котором мы поведем с вами разговор, занимает одно из центральных мест. Мы поведем сегодня разговор о Борисе Леонидовиче Пастернаке – крупнейшем русском писателе и поэте, поднявшемся над годами забвения, над неприязнью и неприятием, над нелюбовью и ненавистью.
Его наследие входит в сокровищницу русской и мировой культуры. Оно завоевало любовь и признанием самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Поэтому приглашаю вас перелистать страницы жизни великого поэта, познакомиться с его замечательными стихами. Но мы, знакомясь со стихами поэта, все-таки постараемся проникнуть в секреты мастерства художника слова. Также вы будете учиться мыслить свободно, самостоятельно выстраивая свои знания.
Слайд 102 этап: подготовка учащихся к основному этапу урока усвоения знаний.
2.1 Индукция (наведение)
Учитель:
Перед тем
как начать урок, я предлагаю вам прослушать романс «Свеча горела на столе, свеча горела…»
на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь»
в исполнении
Ирины Сказиной.
Слайд 11 Вопросы:
Вопросы:
Какие ассоциации возникали
у вас при прослушивании романса ?
Какие картины вы видите?
Что
вы думаете о человеке, сочинившем такие стихи?
Какой смысл вложен автором «Зимней ночи» в образ горящей свечи?
Слайд 122.2 Реализация домашнего задания.
Сообщение учащегося с показом
презентации по биографии Б.Л.Пастернака.
Слайд 13 3. Этап усвоения новых знаний
и способов
действий.
Цель: создать содержательные и организационные условия для восприятия и осмысления учащимися изучаемого материала через работу в группах.
Объединение учащихся в группы для поиска ответа на проблемный вопрос.
стихотворения
«Февраль.Достать чернил и плакать» (1912г)
1. Какие ассоциации вызывает
у вас слово «февраль»?
2. Не вспомните ли вы, каким видят февраль художники-пейзажисты?
3. Каким увидел Грабарь февраль?
4. Чем поразил февраль Г.Г. Нисского?
Выразительное чтение стихотворения наизусть.
(чтение сопровождается видеорядом)
Слайд 15 В.Э.Грабарь.
Февральская лазурь
Г.Г.Нисский. Подмосковье. Февраль.
Слайд 16Исследовательская работа в группах.
Задания группам.
1 группа: Какие образы использует
поэт в этом стихотворении?
2 группа: Какие краски преобладают?
3 группа:
Прокомментируйте звуковой ряд
стихотворения.
Слайд 18 Социализация №1.
Заслушиваются
ответы групп. Выступает 1 человек от группы.
Итог социализации – корректировка
учителем работы группы.
Слайд 19 Этап первичной проверки понимания
изученного.
Цель: установить правильность и осознанность изученного материала.
Сделаем
выводы:
Ощущается приближение скорой весны;
Природа наполнена музыкой обновления;
Поэт обретает способность слагать «стихи навздрыд».
Слайд 20 Актуализация.
Совпало ли ваше
представление о феврале с тем, что описал Пастернак в лирической
миниатюре?
Репродукции какой картины ближе образу и настроению, созданному в стихотворении Пастернаком?
Слайд 213.2 Анализ стихотворений «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять весна»(1941).
Выразительное чтение наизусть стихов «Ландыши», «На ранних поездах»(1941), «Опять
весна»(1941).
Слайд 22 Задание для 1 группы:
1. Какие чувства,
ассоциации вызывает у вас слово ландыши, вынесенное в названии?
2. Вызвал
ли текст эти ассоциации?
3. Какой мир открывается перед вами и какие чувства он вызывает?
Слайд 23 Задание для 2 группы:
1. Выделите конкретные детали,
подробности поездки лирического героя в город
2. Какие человеческие черты привлекают
поэта в его спутниках?
3. Что он почувствовал, когда очутился в вагоне?
Слайд 24 Задание для 3 группы:
1. На каких образах
сосредоточили вы своё внимание?
2. Какие средства выразительности использует автор?
3. Какие
согласные передают звучание весны?
1 группа:
Ландыш душистый, «светлого мая привет; хрупкость, чистота, изящество, сдержанная гордость;
У поэта – «с утра жара», «потное плечо», «жары нещадная резня»
Природа и человек всматриваются друг в дружку.
Тезис: «Вы всматриваетесь друг в дружку».
2
группа:
«Боготворит» простых людей (образы баб, слобожан, учащихся, слесарей);
Лирический герой всматривается в своих попутчиков и испытывает светлую радость умиления;
Тезис: «России неповторимые черты» в лирике Б.Пастернака.
Социализация.
3 группа:
Пробуждение природы для лирического героя – «поистине новое чудо»;
Его внимание останавливается на первой примете весны – проснувшемся весенней ночью ручье. Ручей наделен характером: он «полубезумный болтун»;
Образ весны приобретает девичьи черты («ее телогрейка…, плечи, косынка, стан и спина», «это Снегурка»).
Тезис: Это поистине новое чудо
Слайд 28 4. Этап закрепления знаний
в практической
(творческой) деятельности.
Написать миниатюру на тему:
«Необычны ли, удивительны ли,
неповторимы ли
пастернаковские
стихи?»
Варианты:
1. «Вы всматриваетесь друг в дружку».
2. «России неповторимые черты».
3. Это «поистине новое чудо»!
Слайд 29 5. Итоговая социализация
Цель: выразить своё представление
о произведении через создание собственного художественного образа.
Представление творческих работ учащихся
Слайд 30 6. Этап обобщения знаний.
Слово учителя: Подведём итоги: в чём особенность поэтики Б.Пастернака?
Его
поэзия насыщена метафорами;
Чрезвычайная сила контакта лирического героя с миром ;
Человек и природа стремятся друг к другу ;
Пейзаж у поэта сближается со сценами жизнедеятельности людей ;
У Пастернака почти нет неологизмов, но его стихотворения производят впечатление лексической новизны.
Слайд 31 7. Этап подведения итогов.
Цель: дать качественную оценку работы мастерской и отдельных групп,
обеспечить усвоение учащимися принципов самореализации и сотрудничества.
Рефлексия.
Задание: высказываться одним предложением, выбирая начало фразы.
сегодня я узнал…
было
интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 33 Домашнее задание:
1.
Чтение стихов Пастернака «Определение поэзии»,
«Во всем мне
хочется дойти…»,
«Быть знаменитым некрасиво…» (обязательное для всех).
2. Устное сочинение «Поэт и поэзия» по прочитанным стихотворениям.(для более сильных учащихся)
3. Составление синквейна (для слабых учащихся)
Слайд 34 Модель синквейна.
Пастернак —
слово-ассоциация.
Два слова — определения (прилагательные, причастия, может быть и существительное).
Три
слова, отвечающих на вопрос: что делает? (глаголы, деепричастия).
Предложение — ваше к нему отношение (из четырёх-пяти слов).
Суть первого слова-ассоциации (одно слово или словосочетание).