Слайд 1
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не
для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н.Заболоцкий
Слайд 2Аннотация
Проект посвящен работе ребят с различными видами искусства.
На уроке звучит музыка А.Вивальди из цикла «Времена года»; используются
репродукции картин И.Шишкина, И.Левитана, А.Куинджи, И.Грабаря; звучат стихи русских поэтов, творческие миниатюры самих учащихся.
Ученики работают в группах, и они сами оценивают свою работу.
Слайд 3
Основополагающий
вопрос:
В чем своеобразие изображения
времен года в различных видах
искусства?
Слайд 4Цели проекта
Формировать творческое воображение учащихся
Развивать любознательность, наблюдательность учащихся
Раскрыть талант учащихся
Способствовать
развитию речи
Слайд 5 Природа – это универсальный и прекрасный мир, который вдохновляет
поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов
времен года. Они передают свои чувства через слова, звуки, цвета.
Слайд 7И.Левитан «Большая вода»
Еще совсем недавно все было-белым бело,
завалено снежными сугробами. Река была скованна льдом, березы грустно качали
серыми ветками, а сосны потрескивали от ночных заморозков. Но сквозь облака стало чаще проглядывать солнце. Закапала звонкая капель. Зажурчали ручьи – побежали к реке. И перед нами уже не застывший стеклянный мертвый лед, а прозрачная гладь воды. В ней, как в зеркале, отражается облака и солнце, прибрежные рощи. Весеннее небо, тоже отражаясь в воде, делает её голубой и бездонной.
Еще пуста и сыра земля, но все готово к пробуждению.
Картина Левитана – это образ русской весны.
Слайд 9И.Шишкин «Рожь»
Все в картине проникнуто чувством покоя –
летнее небо с медленно плывущими облаками, неподвижно стоящие среди поля
огромные сосны, тучные колосья, склонившиеся под своей тяжестью к земле, белые ромашки, и голубые васильки в золоте ржи, наконец сам воздух, прозрачный, неподвижный, застывший.
Шишкин избрал здесь время дня подчеркивающее спокойствие в природе, - полдень.
Полуденный пейзаж – это образ России.
Слайд 11И.Левитан «Золотая осень»
Осень на картине передает печаль прощальных
дней, печаль падающих листьев, пожухлых трав, предзимнего солнца, слабо пригревающего
землю.
Осень изображена золотой. Мы видим березки, густо усыпанные желтыми листьями, осинки, с которых уже слетела листва. Красавица – береза одиноко стоит на берегу реки. Плавно несет свои воды голубая река, в которой отражаются багряные листья кустарников.
Какую любовь к природе нужно нести в душе, чтобы написать такую замечательную картину. Не случайно Левитана называли «певцом русской природы».
Слайд 13И.Шишкин «Зима»
Шишкин обратился к сравнительно редкой для него
теме зимнего оцепенения природы.
Все скованно морозом, погружено
в тень. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Лишь мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни.
Спокойствием и чистотой веет от картины.
Слайд 16Объяснение домашнего задания
К данным картинам подобрать стихи:
1 группа –
И.Левитан «Большая вода»
2 группа – И.Шишкин «Рожь»
3 группа – И.Левитан
«Золотая осень»
4 группа – И.Шишкин «Зима»