Слайд 1Литературное течение
«Ничевоки»
Выполнила: Черскова В. О.
ученица 8 «Б» класса
понятие слова «ничевоки»;
Изучить историю ничевоки.
Слайд 3Задачи
Найти информацию о «Приказе по организационной части»;
Найти, кто являлся членом
ничевоки;
Узнать о некоторых членах ничевоки и изучить их творчество.
Ничевоки
Ничевоки — российская литературная группа, сложившаяся в Москве в начале 1920
года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону.
Слово «ничевок», по свидетельству самих представителей данного направления, заимствовано ими из одного старого фельетона Тэффи.
Слово это определяет смысл творчества ничевоков. «Наша цель, - заявляют они, - истончение поэтпроизведения во имя «Ничего».
Слайд 5
Платформа ничевоков была сформирована ими в «Декрете о Ничевоках
Поэзии», датированном 1920 годом («Ничевоки. Собачий Ящик, или Труды Творческого
Бюро Ничевоков»). Декрет начинался весьма торжественно: «Именем Революции Духа объявляем: ...Фокус современного кризиса явлений мира и мироощущений Ничевоком прояснён, кризис - в нас. в духе нашем. В поэтпроизведениях кризис этот разрешается истончением образа, метра, ритма, инструментовки, концовки. (Единственное пока что жизненное течение в поэзии - имажинизм - нами принимается как частичный метод.) Ничевочество - это путь. Это путь, который в дальнейшем приведёт к желанной цели: в Ничего. А пока: ничевочество - это странствование, это - борьба, это - преодоление преград, это - работа».
Слайд 6«Приказ по организационной части»
1. Никому не возбраняется быть Ничевоком.
2. Со
дня опубликования сего Ничевоки разделяются на: I) Ничевоков Творчества и
II) Ничевоков Жизни.
3. Каковые все объединяются в Российское Становище Ничевоков.
4. К Ничевокам Творчества причисляются в первую очередь все активно-динамические работники в области искусства, которые руководствуются в вопросах творчества декретами об искусстве Творничбюро.
5. На Творческое Бюро Ничевоков (Творничбюро) возлагаются задачи организационного центра - творческо-законодательные и контроля над деятельностью Ничевоков Творчества.
6. Положение о Творческом Бюро разрабатывается им же самим на основании волевого революционного ак га захвата жизненного организма искусства Ничевоками.
7. Творческому Бюро надлежит разработать положение о Секретариате Ничевоков. каковой является исполнительным органом Творничбюро.
8. Ведению Секретариата подлежат Ничевоки Жизни, активно принимающие участие в общей работе Ничевоков.
9. Ничевокам Жизни присваивается наименование «Хобо», что значит - это значит рафинированный революционный бродяга.
Слайд 7 История
В Ростове-на-Дону поэты-ничевоки
проводили вечера и выступали перед публикой в кафе «Подвал поэтов»,
богемном заведении с миниатюрной сценой, расположенном в подвале дома № 46 в переулке Газетном (угол пер. Газетного и Большой Садовой ул.). Группа просуществовала около двух лет, 1920—1921 годы, и являла собой российский отголосок известной европейской группировки дадаистов.
Ничевоками в 1920 году были опубликованы «Манифест от ничевоков» и «Декрет о ничевоках поэзии». В 1922 году ничевоки опубликовали манифест «Да здравствует последний интернационал Дада мира». Прославились на одном из вечеров, состоявшемся 19 января 1922 года в Политехническом, во время которого Владимир Маяковский вместе с другими футуристами проводил «чистку» русской поэзии. Ничевоки, выйдя на сцену, предложили, чтобы Маяковский отправился к Пампушке на Твербул (то есть к памятнику Пушкину на Тверском бульваре) и там чистил сапоги всем желающим. Публика одобрительно приняла заявление, что Становище ничевоков отрицает за Маяковским право «чистить» поэтов.
Одной из причин распада этой группы была трагическая смерть С. Садикова в Петербурге в 1922 г. в результате несчастного случая.
По воспоминаниям М. Ройзмана, Рюрик Рок, лидер группы, был арестован по уголовному делу в начале 1923 г., после чего группа ничевоков распалась.
Слайд 8 Члены группы «Ничевоки»
Мовсес Агабабов
Илья Березарк
Борис Земенков
Сусанна Мар
Елена Николаева
Аэций Ранов
Рюрик
Рок
Сергей Садиков
Лазарь Сухаребский
Дэвис Уманский
Владимир Филов
Олег Эрберг
Слайд 9 КОНСТ.ЭРБЕРГ
Конст.Эрберг – псевдоним Костантина
Александровича Сюнненберга, поэта, философа, теоретика искусства, известного своими работами по
теории творчества ("Цель творчества", 1913). Входил в состав многих литературных объединений: "Вольфина" (Вольнофилософская ассоциация, созданная при издательстве "Скифы"), "ОПОЯЗ" и др.; был членом группы "Ничевоки". Выпустил книгу стихов "Плен" (1918).
Слайд 10
Гудит огонь, шипят дрова,
И вьются искры в дымке,
И непонятные
слова
Вновь шепчут невидимки.
– Хоть чёрен дым, хоть душен дым,
Мы в
дымных вихрях всё ж летим,
Летим, летим к планетам.
Мы так бледны, едва видны,
Мы здесь на смерть обречены,
Но там - мы будем светом!
Погас огонь. Конец мечте.
Лёг траур сажи тонкой.
Кто это плачет в темноте?
Кто двигает заслонкой?
Слайд 11 Илья Березарк
Родился в семье купца
первой гильдии Бейнуша (Бориса Иделевича) Рысса, совладельца «Ростовского-на-Дону мукомольного производства
братьев Хацкеля и Бейнуша Рысс» и старосты ростовской синагоги. Учился на юридическом факультете Донского университета, который окончил в 1921 году. Литературную деятельность начал как поэт. В 1920—1930-е годы активно сотрудничал в газетах и журналах Ростова-на-Дону, Москвы и Ленинграда. Работал сотрудником отдела культуры газеты «Молот». Выступал в театральной прессе с критикой новаций В. Мейерхольда.
Слайд 12 Борис Земенков
Сын служащего Московской
государственной сберегательной кассы. В 1918 поступил на графическое отделение Училища
живописи, ваяния и зодчества, одновременно посещал студию стиховедения и слушал лекции В. Я. Брюсова, Андрея Белого, В. И. Иванова, увлекался левыми течениями в поэзии и живописи. В 1920 издал первую книгу стихов «Стеарин с проседью. Военные стихи экспрессиониста». За ней последовали «Корыто умозаключений» и «От мамы на пять минут». Художник-реставратор, много работал в жанре городского пейзажа, создал серию зарисовок памятных литературных домов в том виде, который они имели, когда в них жил тот или иной писатель.
Слайд 13
Трескают снаряды, как хохол от гороха...
Удивительно смешно! "Звезды"
- лилии в пруду...
Это можно, когда языком затыкают подобные пене
шампанского пробкой - вздохи,
И пальцы проползают рудокопами, ищущими руду.
Курбеты передергиваний уже нечестней, чем недельный прогул.
Слышите! Мы - на фронте тогда успокоимся, когда голубиными крыльями сизого дыма
Восклицательные знаки вставятся над точками винтовочных дул.
А когда на бугристом, как луна на снимке,
Оштукатуренном пергаменте стенки
Парашютами одуванчиков запрыгают пули,
Разроются, раскроются новые ужимки.
Характерно расставятся прибывшими из Китая кули
Потому, что вы заиграли необходимой монетой о пристенок.
Слайд 14 Сусанна Мар
Поэтесса и переводчица
Сусанна Георгиевна Чалхушьян, писавшая под псевдонимом Сусанна Мар, была легендарной
"ничевочкой", женой лидера группы, Рюрика Рока, и подругой Мариенгофа (единственный сборник её стихов "Абен" (1922) является аббревиатурой инициалов Мариенгофа). Мечтавшая стать "имажинистической Анной Ахматовой" (по выражению Шершневича), Сусанна Мар упорно придерживалась в своих стихах принципов поэтики имажинизма. В дальнейшем она много работала в области поэтического перевода, где добилась определённых успехов.
Слайд 15
Доброй нянькой баюкает маятник
Времени вкрадчивый бег;
Расплескала ковшом из памяти
Последнюю
ночь о тебе.
И уже не видеть, не слышать
Белых рук и
серебряных строк,
Только рифмы взовьются выше,
Словно птицы за душный порог.
За любовь, за ласки, за улыбки
В переплёте радостном греха,
Расплачусь за все мои ошибки
Звонкою монетою стиха.
Август 1920
Слайд 16 РЮРИК РОК
Рюрик Рок (псевдоним
Рюрика Юрьевича Геринга) – лидер литературной группы "Ничевоки", был одной
из самых ярких и заметных фигур этого движения. В 1919 году вместе с С.Есениным, Ю.Балтрушайтисом, А.Белым, П.Коганом, А.Кусиковым, В.Шершеневичем и другими был избран в состав Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1921 году эмигрировал в Западную Европу и со второй половины 1920-х годов жил в Германии.
Слайд 17
1. Не дрогнет бровь и губы стынут строго.
Круги
черчу.
И всё ясней в пространствах крышка гроба
большою птицей реет чуть.
2. Я ныне, в царствие антихристово,
в годы собачьей любви нег
вперяю слова на ветра волчий вой,
к Матери Божьей взываю Машине.
3. И к Тебе, и к Тебе, Трояново отродье,
с гирями маковых кос,
к Тебе, поправшей, как окурки, годы
с лаптей сдунувшей их навоз;
к тебе, не знающей бр. Альшванг скрижалей,
ни очереди у Вандрага:
гудками бури явись из дали,
явись, о явись, Кассандра.
В музыканье аэроплана,
в тяжкой походке орудий,
в смерти лейтенанта Глана,
в женской щекатуренной груди,
и в минаретах слов поэта
чую, Кассандра, чую Тебя:
руки переломленные заката
твой рдяный стяг...
Слайд 18 Источники
http://rslovar.com/category/теги/ничевоки
https://vikent.ru/enc/3203/
https://www.litdic.ru/nichevoki/
http://www.el-history.ru/node/566
http://literatura5.narod.ru/nichevoki.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/ничевоки