Слайд 1Блок Александр Александрович -
поэт-символист
Мазурова Елена Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ
« СОШ № 58 »
г.Владивосток
Слайд 2Биография
Алекса́ндр Алекса́ндрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921,
Петроград, РСФСР) — русский поэт, классик русской литературы XX столетия, один
из величайших поэтов России. Отец А. Блока — Александр Львович Блок (1852—1909), юрист, профессор Варшавского университета.
Слайд 3Блок-символист
Творчество А. Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как назвала
его А.Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных
течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.
Символизм как направление в искусстве сложился во Франции уже в 70—80-е годы прошлого века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение их русские последователи. Символизм принято считать одним из проявлений декаданса — мировосприятия, характеризующегося подчеркнутым индивидуализмом, уходом от действительности, разочарованием в традиционных ценностях, пессимизмом. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда “музыкальный” и “живописные” элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного
Слайд 4Символизм в творчесте блока
Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло
в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В.
Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.
Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.
Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать... Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.
Слайд 5Блок, Сологуб и Чулков в 1908 году
Слайд 6Болезнь и смерть Блока
Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно
болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней
петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух, будто поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако поэт умер в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве. Перед смертью, после получения отрицательного ответа на запрос о выезде на лечение за границу (от 12 июля), поэт сознательно уничтожил свои записи, отказывался от приёма пищи и лекарств
Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено протоиереем Алексеем Западаловым 10 августа (28 июля ст. ст. − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.