Слайд 1Лев Николаевич Толстой .
(1828-1910)
Слайд 2Происхождение
Представитель графской ветви дворянского рода Толстых, происходящей от петровского сподвижника
П. А. Толстого. Писатель имел обширные родственные связи в мире
высшей аристократии.
Слайд 3Детство
"Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как ни любить, ни
лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу
и служат для меня источником наслаждений…
Лев Толстой родился 28 августа 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. Был четвёртым ребёнком в семье.
Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет
Слайд 4 Но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе
"ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к
искусству, склонность к рефлексии .
Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте(умер рано (1837)).
Слайд 5Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное
влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские
воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
Слайд 6Казанский университет
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань,
в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой.
В
1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. Затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям.
Слайд 7Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному
здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с
твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
Слайд 8
"Бурная жизнь юношеского периода"
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом
хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена
в повести "Утро помещика", 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете.
Слайд 9Образ его жизни в этот период часто менялся: то он
сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то
намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам.
Слайд 10В семье его считали "самым пустяшным малым", а сделанные тогда
долги ему удалось отдать лишь много лет спустя.
Однако именно
эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
Слайд 11«Война и свобода»
Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая
Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной
рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912).
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Никоалаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).
Слайд 12Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот
«край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две
самые противоположные вещи — война и свобода».
На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
Слайд 13Крымская кампания
В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию,
в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в
Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями).
Слайд 14Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в том
числе издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл
«севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II.
Первые произведения поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский).
Слайд 15Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом
артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии»
— «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».
Слайд 16В кругу литераторов
После окончания Крымской войны Толстой покинул армию
и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью
на литературной сцене Санкт-Петербурга.
Слайд 17В ноябре 1855 Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел
в кружок «Современника» (Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев, Александр
Николаевич Островский, Иван Александрович Гончаров и другие), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов).
Слайд 18«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».
Толстой принимал
участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался
вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82):
Слайд 19За границей
Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную
Поляну, а в 1857,объявив себя анархистом, уехал в Париж.
Оказавшись
там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию.
Слайд 20Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены
в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в
Ясную Поляну.
Слайд 21Народная школа
Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый
из 12 номеров тематического журнала «Ясная Поляна». В этот же
год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.
Слайд 22В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских
детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны,
и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы.
Слайд 23Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой
обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в
преподавании.
В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».
Слайд 24Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Льва Толстого, нашел
отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в
том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь.
Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911).
Слайд 25 Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди». В общем, он
«почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того,
чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве:
«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё»,-писал Толстой.
Слайд 26Лев Николаевич искал смысл жизни в изучении философии, в знакомстве
с результатами точных наук. Он старался как можно больше всего
упростить, жить жизнью, близкой к природе и земледельческому быту.
Слайд 27Постепенно Толстой отказывается от прихотей и удобств богатой жизни (опрощение),
много занимается физическим трудом, одевается в простейшую одежду, становится вегетарианцем,
отдаёт семье всё своё крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности.
Слайд 28 На почве искреннего стремления к нравственному усовершенствованию создаётся третий
период литературной деятельности Толстого, отличительною чертой которого является отрицание всех
установившихся форм государственной, общественной и религиозной жизни.
Слайд 29В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой
выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством,
что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.
Слайд 31Уход и смерть Льва Толстого
Годы перелома круто изменили личную биографию
писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному
разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Слайд 32Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый
лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну.
Письмо
Л.Н. Толстого жене, оставленное перед отъездом из Ясной Поляны.
1910 г. Октября 28. Ясная Поляна.
Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни.
Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства. Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я, и перешлет мне, что нужно; сказать же о том, где я, она не может, потому что я взял с нее обещание не говорить этого никому.
Лев Толстой.
28 октября.
Собрать вещи и рукописи мои и переслать мне я поручил Саше.
Л. Т.
Слайд 33Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и
вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово.
Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия.
Слайд 34Лев Николаевич Толстой скончался 20 ноября (7 ноября по старому
стилю) 1910 года, на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой)
Рязано-Уральской железной дороги. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.
Слайд 35Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом
же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей.
Лев Николаевич Толстой