Разделы презентаций


Творчество А.А. Ахматовой

Содержание

Мир женской души в стихах Ахматовой – страстной, нежной и гордой.Любовь в стихах поэтессы не счастлива и благополучна, а по сути страдание, пытка, мучительный излом души.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основные мотивы
лирики Ахматовой

Основные мотивы лирики Ахматовой

Слайд 4Мир женской души в стихах Ахматовой – страстной, нежной и

гордой.
Любовь в стихах поэтессы не счастлива и благополучна, а по

сути страдание, пытка, мучительный излом души.
Мир женской души в стихах Ахматовой – страстной, нежной и гордой.Любовь в стихах поэтессы не счастлива и

Слайд 5То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это

- любовь.

То пятое время года, Только его славословь. Дыши последней свободой, Оттого, что это - любовь.

Слайд 6Песня последней встречи
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я

на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней, А

я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Песня последней встречиТак беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку

Слайд 7Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую

руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала

— их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Песня последней встречи

было написано в 1911 году и входит в состав пер­вого поэтического сборника Ахматовой «Вечер»
это грустная песня об одиночестве, тоске, безысходности

анапест – певучий стихотворный размер

Перекрёстная рифма придаёт стихотворению лёгкость.    

Чувства героини обострены, она вся напряжена до предела, отрешена от реального мира

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой

Слайд 8Душевное состояние Ахматова передает с помощью своего излюбленного приема «говорящей

детали»
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на

правую руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.
Душевное состояние Ахматова передает с помощью своего излюбленного приема «говорящей детали»  Так беспомощно грудь холодела, Но

Слайд 9Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую

руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала

— их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Песня последней встречи

Используемые в лирическом произведении художественные детали — перчатка, ступени — играют важную идейно ­ композиционную роль: они передают переживания героини, ее волнение. Западая в память, детали становятся «знаками» разыгравшейся перед читателями личной драмы

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой

Слайд 10Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую

руку надела Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней, А я знала

— их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем.

Песня последней встречи

Противопоставление «темного дома» и огня свечей лишь подчеркивает настроение героев, ведь огонь «равнодушно-желтый» не способный ни осветить, ни согреть. Этот точный эпитет вдвойне убедителен: равнодушие говорит об остывших чувствах, а желтый цвет – признанный символ разлуки.

Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой

Слайд 11Настроение безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне:

«грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней

встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем».
На фонетическом уровне на протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук «у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.
Настроение безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне: «грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой …

Слайд 12Ахматова и революция
«НЕ с теми я , кто бросил землю…»

«Мне

голос был. Он звал утешно…»

«Все расхищено, предано, продано»

Ахматова и революция«НЕ с теми я , кто бросил землю…»«Мне голос был. Он звал утешно…»«Все расхищено, предано,

Слайд 13 Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной.

Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом,

голосом которого по праву стала. Но для Ахматовой слова “родина” и “власть” никогда не были синонимами. Для нее не было выбора - уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством
Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила

Слайд 14Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой

лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно

жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя, Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час; Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.

В основе лежит любимое акмеистами ямбическое стихосложение. Внутри каждой строфы не трудно заметить точную перекрестную рифмовку.

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им

Слайд 15В каком стиле написано это стихотворение?



Какие противопоставления мы видим в

этом произведении?
Стихотворение выдержано в высоком стиле: старославянизм "не внемлю",

“песен не дам” в значении "не буду посвящать стихов", слова "растерзание".

Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. “Бросившие” и “изгнанники” — разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. "Но вечно жалок изгнанник, / Как заключенный, как больной". Конкретно имеются в виду, как можно предположить, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента. Политический протест против высылки русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически "оправдан будет каждый час" мучений.

В каком стиле написано это стихотворение?Какие противопоставления мы видим в этом произведении?  Стихотворение выдержано в высоком

Слайд 16Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой

край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих

отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

написано в суровом для России 1917году.

Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других.

Убежать от русской революции – позор

Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил:

Слайд 17Духовный стоицизм Ахматовой в годы Великой Отечественной…

«Клятва»
«Мужество»

Духовный стоицизм Ахматовой в годы Великой Отечественной…«Клятва»«Мужество»

Слайд 18В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в

том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить горе своей

страны.
В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое назначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби,

Слайд 19МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час

мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно

под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
МУЖЕСТВОМы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах,

Слайд 20Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным

словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что надо

жертвенно отстаивать. И здесь Ахматова говорит “мы” - это голос всего народа, объединенного Словом.
Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью с родным словом, с самым дорогим, за что стоит

Слайд 21Философская лирика Анны Ахматовой

Философская лирика Анны Ахматовой

Слайд 22Приморский
сонет

Приморский сонет

Слайд 23Приморский сонет
Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот

воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет С неодолимостью

нездешней, И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

1958 Комарово

Когда ей исполнилось 69 лет, а позади осталась большая и трудная жизнь, Анна Андреевна написала «Приморский сонет»

написан четырехстопным ямбом

Чередование женской и мужской рифмы тоже замедляет темп стихотворения, а повторение точной рифмы — «скворешни — вешний —словно бы окончательно останавливает движение.

относится к философской лирике

Приморский сонет Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший

Слайд 24Приморский сонет
Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот

воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет С неодолимостью

нездешней, И над цветущею черешней Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной, Белея в чаще изумрудной, Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще светлее, И все похоже на аллею У царскосельского пруда.

В третьей строфе соединяются тезис и антитезис, жизнь и смерть. Их связывает образ дороги, ведущей в вечность

Первое четверостишие по закону жанра представляет собой тезис, тема смерти заявлена с первой строки стихотворения

Первая строфа начинается со слова " здесь " - во второй встречаем антонимичное ему слово " нездешней ". Здесь - это мир, жизнь. Нездешнее находится где-то за пределами этого мира, этой жизни, там, где все не так, как здесь.

Сонет заканчивается упоминанием о Царском Селе, духовной родине Анны Ахматовой, об истоках ее жизни. Рождение и смерть сошлись в одной точке. Круг замкнулся.

Приморский сонет Здесь все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот воздух, воздух вешний, Морской свершивший

Слайд 25http://control.audiopedia.su/audio/10692 Ахматова читает свое стихотворение

http://control.audiopedia.su/audio/10692 Ахматова читает свое стихотворение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика